г. Омск, ул. Фрунзе 72/1
+7 (913) 143-11-96
+7 (983) 524-4924
+7 (923) 692-7576

Как ограничить доступ детей к запрещенной информации?

Чтобы оградить детей от запрещенной информации и информации, которая не соответствует их возрасту, проводите административные, организационные и технические мероприятия.

Информация, которая причиняет вред здоровью и развитию детей, может быть разной по степени вероятности причинения вреда. Поэтому ее делят:

  • на запрещенную для распространения среди детей;
  • ограниченную в распространении среди детей разных возрастных категорий.

К запрещенной относят информацию, которая:

  • побуждает детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;
  • может вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
  • оправдывает допустимость насилия и жестокости либо побуждает проявлять насилие по отношению к людям или животным;
  • отрицает семейные ценности, пропагандирует нетрадиционные сексуальные отношения и формирует неуважение к родителям и другим членам семьи;
  • оправдывает противоправное поведение;
  • содержит нецензурную брань;
  • содержит информацию порнографического характера;
  • содержит сведения о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий, в том числе фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы и иную информацию, которая позволяет прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего.

К ограниченной в распространении относят информацию, которая:

  • представлена в виде изображения или описания жестокости, физического или психического насилия, преступления или иного антиобщественного действия;
  • вызывает у детей страх, ужас или панику, в том числе в виде изображения или описания в унижающей человеческое достоинство форме ненасильственной смерти, заболевания, самоубийства, несчастного случая, аварии или катастрофы, или их последствий;
  • представлена в виде изображения или описания половых отношений между мужчиной и женщиной;
  • содержит бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани.

Такой перечень устанавливает статья 5 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ.

Как провести административные мероприятия

Чтобы ограничить доступ детей к запрещенной информации, проведите административные мероприятия:

  • примите локальные акты об информационной безопасности детей;
  • назначьте ответственного по вопросам защиты детей от запрещенной информации;
  • проводите внутренний контроль за соблюдением законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

Такие мероприятия устанавливают пункты пункты 3.1−3.4.2 Требований, утвержденных приказом Минкомсвязи от 16.06.2014 № 161.

Какие локальные акты об информационной безопасности детей принять

Разработайте один или несколько локальных актов, которые регулируют использование информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей, и устанавливают меры защиты детей от такой информации. Например, разработайте положение или правила. Включите в акты:

  • условия и порядок размещения знака информационной продукции на материалах образовательной организации, например, порядок классификации и маркировки документов библиотечного фонда, маркировки видеоматериалов;
  • условия допуска детей на зрелищные мероприятия;
  • правила использования сети интернет в образовательной организации, регламент работы;
  • меры по методической поддержке работников образовательной организации, в том числе направление их на повышение квалификации по вопросам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;
  • меры по предотвращению, выявлению и устранению нарушений законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

Утвердите локальные акты и ознакомьте с ними работников и учащихся (п. 3.2 Требований, утв. приказом Минкомсвязи от 16.06.2014 № 161). Разместите локальные акты на информационном стенде в местах, где дети могут почитать, и опубликуйте на официальном сайте образовательной организации, например, в специальном разделе об информационной безопасности.

Кого назначить ответственным по вопросам защиты детей от запрещенной информации1

Ответственным назначьте работника, который по своим должностным функциям имеет доступ к информационным структурам образовательной организации и сможет контролировать распространение запрещенной информации, в том числе через интернет. Например, назначьте ответственным учителя информатики и издайте об этом приказ.

Проверьте, чтобы в трудовом договоре или должностной инструкции ответственного были обязанности по защите детей от запрещенной информации, в том числе обязанности:

  • устанавливать и контролировать работу системы контентного фильтра;
  • мониторить запросы учеников во время их работы в интернете;
  • оказывать организационную и методическую поддержку работникам образовательной организации по вопросам защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию;
  • содействовать проведению мероприятий по защите детей от запрещенной информации.

Если таких обязанностей нет, то заключите дополнительное соглашение к трудовому договору (ст. 60.2 ТК).

Как проводить внутренний контроль

Чтобы провести внутренний контроль за соблюдением законодательства и локальных актов о защите детей от запрещенной информации:

  • рассматривайте обращения и жалобы о нарушениях законодательства о защите детей от запрещенной информации – в течение 10 дней с того момента, как их получили. Заявителю направьте мотивированный ответ о результатах рассмотрения;
  • установите причины нарушения и примите меры, чтобы их устранить, – сделайте это в течение 10 рабочих дней со дня получения обращения или жалобы.

Такие меры устанавливают пункты 3.4–3.4.2 Требований, утвержденных приказом Минкомсвязи от 16.06.2014 № 161.

Как провести организационные мероприятия

Чтобы ограничить доступ детей к запрещенной информации, проведите организационные мероприятия:

  • проверьте издания библиотечного фонда, чтобы на них стояли знаки возрастных ограничений;
  • проконтролируйте, чтобы все зрелищные мероприятия и кино-, видеопросмотры имели знаки возрастного ограничения;
  • повышайте квалификацию работников, которые отвечают за использование запрещенной информации.

Как проверить издания библиотечного фонда

Поручите заведующему библиотекой провести инвентаризацию библиотечного фонда и проверить, на всей ли продукции стоит знак возрастного ограничения. Он должен стоять на информационной продукции, которую изготовили с 1 сентября 2012 года.

Маркировка должна стоять на печатных изданиях, кино-, видео- и фотопродукции, компьютерных программах и базах данных. Исключение составляют:

  • учебники и учебные пособия, которые Минобрнауки рекомендовало или допустило к использованию в образовательном процессе (п. 1 ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ);
  • издания, которые содержат научную, научно-техническую, статистическую информацию (п. 1 ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ);
  • периодические печатные издания, которые специализируются на распространении информации общественно-политического или производственно-практического характера (п. 5 ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ);
  • издания, которые содержат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (п. 1 ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ);
  • издания, которые содержат информацию о состоянии окружающей среды (п. 2 ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ);
  • издания, которые содержат информацию о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, а также об использовании бюджетных средств (п. 3 ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ).

Примеры знака возрастного ограничения

Знак информационной продукции определяет ее категорию и зависит от возраста детей, которым можно показывать эту продукцию. Вместо знака можно поставить текстовое предупреждение или указать и знак, и текст одновременно.

Какой возраст ребенка Какой знак ставить Какое текстовое предупреждение указать
До 6 лет 0+
От 6 до 12 лет 6+ «для детей старше шести лет»
От 12 до 16 лет 12+ «для детей старше 12 лет»
От 16 до 18 лет 16+ «для детей старше 16 лет»
Любой – если информация запрещена для детей 18+ «запрещено для детей»

Чтобы быстро промаркировать информационную продукцию, распечатайте знаки возрастных ограничений на самоклеющихся листах формата А4.

0+ 6+ 12+ 16+ 18+

Совет: включите в договоры с поставщиками информационной продукции пункт об ответственности поставщика за то, что он поставит продукцию без знаков возрастного ограничения

Такой пункт поможет образовательной организации взыскать убытки, которая она понесет, если поставщик привезет немаркированную продукцию. Добавьте в пункт об ответственности поставщика право образовательной организации требовать возмещения убытков, которые она понесет в результате того, что поставщик нарушил Закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ.

Такой совет дает Минкомсвязи в Рекомендациях, утвержденных 22.01.2013 № АВ-П17-531.

Внимание: если на продукции, которая не входит в исключения, нет знака ограничения, то образовательная организация должна промаркировать ее

Иначе проверяющие могут оштрафовать образовательную организацию и ее работников до 200 тыс. руб. и конфисковать немаркированную продукцию (ч. 2 ст. 13.21 КоАП).

Чтобы промаркировать продукцию, ее надо классифицировать. Для этого закупите услуги у экспертов или экспертных организаций, которые имеют аккредитацию Роскомнадзора. Можно классифицировать продукцию своими силами. В таком случае создайте комиссию по возрастной классификации продукции библиотечного фонда.

В состав комиссии включите специалистов в сфере возрастной психологии, культуры, педагогики, филологии и библиотечного дела, например, заведующего библиотекой, педагога-психолога, учителя русского языка и литературы и учителя начальных классов.

Комиссия должна оценить немаркированную продукцию и определить, какой знак на что поставить. Чтобы классифицировать продукцию и определить, какой знак на нее поставить, комиссия должна использовать положения главы 2 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ.

Работу комиссии организуйте на основании положения, которое образовательная организация разрабатывает самостоятельно. Укажите в положении термины и определения, которыми будет пользоваться комиссия. Пропишите порядок классификации каждого вида продукции.

Как проконтролировать мероприятия

Когда организуете зрелищные мероприятия в образовательной организации, проконтролируйте, чтобы мероприятие имело знак возрастного ограничения. Если организуете видеопросмотр, то проконтролируйте, чтобы знак возрастного ограничения или текстовое предупреждение об ограничении демонстрировали перед показом фильма или видео. Размер знака должен занимать не менее пяти процентов площади экрана (ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ).

Внимание: допускайте на мероприятие только тех детей, возраст которых соответствует знаку возрастного ограничения

Если на мероприятии присутствуют родители детей, которым от 6 до 12 лет, то таким детям можно показывать информацию, которая разрешена для двенадцатилетних детей (ч. 5 ст. 11 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ).

Знак возрастного ограничения должен стоять на афишах и других объявлениях о проведении зрелищного мероприятия или видеопросмотра. Также его надо поставить на входные билеты, приглашения и иные документы, которые предоставляют право на посещение мероприятия и просмотра. Размер знака должен быть не менее пяти процентов площади документа (ч. 6 ст. 11 и ч. 3 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ).

Как повышать квалификацию работников

Работников, которые имеют дело с ограниченной и запрещенной информацией, направляйте на мероприятия, которые повысят их квалификацию (п. 3.3 Методических рекомендаций, направленных письмом Минобрнауки от 28.04.2014 № ДЛ-115/03).

Например, направьте их на обучение в Институт новых технологий в образовании

Организуйте повышение квалификации таких работников в образовательных заведениях.

Совет: используйте возможности, обучить сотрудников дистанционно!

Внимание: В пяти регионах РФ уже выбрали программу профессиональной переподготовки:

Социально-психологические аспекты профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних (36 часов), и выучили 236 педагогов.

Подробнее о программе:

 Социально-психологические аспекты профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних (36 часов)

Срок обучения: 1 месяц (36 часов), стоимость: 1600 рублей.

Документ: удостоверение о повышении квалификации установленного образца (высылается Почтой России).

Актуальность программы:

Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий. Поэтому в образовательных учреждениях необходимо организовать профилактическую и коррекционную работу по предотвращению суицидальных попыток среди обучающихся разных возрастных групп, нацеленную на формирование у школьников позитивной адаптации к жизни, как процесса сознательного построения и достижения человеком относительно устойчивых отношений между собой, другими людьми и миром в целом.

В то же время, анализ сложившейся ситуации в регионах Российской Федерации показывает, что в ряде случаев администрация и педагогический коллектив образовательных учреждений не уделяют достаточного внимания работе по профилактике детского суицида, что связано, в первую очередь, с дефицитом подготовленных кадров, владеющих технологиями оказания психолого-педагогической помощи обучающимся, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, технологиями профилактики суицидального поведения. При этом во многих общеобразовательных учреждениях неоправданно сокращаются ставки педагогов-психологов и социальных педагогов, либо в рамках оптимизации финансирования учреждения их должностные обязанности исполняются по совместительству учителями-предметниками. В ряде случаев недостаточно целенаправленно и эффективно осуществляется сотрудничество педагогического коллектива с родителями обучающихся образовательных учреждений, в том числе в части организации совместной деятельности по профилактике суицидального поведения детей.

Проведенные в России исследования показывают, что большинство специалистов в своей практике не сталкивались с проявлением суицидального поведения (64%), при этом необходимые знания и умения для профилактики детского суицида имеются лишь у 28% опрошенных. Более половины респондентов (59%) не владеют технологиями профилактики детского суицида, а курсы повышения квалификации в этом направлении предлагались лишь 26% опрошенных. Вместе с тем, одним из наиболее эффективных путей в преодолении данной проблемы опрошенные видят в прохождении курсов повышения квалификации по теме, участии в семинарах, тренингах, обмене опытом, что повысит готовность педагогов к профилактической работе.

Цель программы: обучение специалистов, работающих с детьми и подростками, методам выявления и предотвращения суицидального поведения у обучающихся разных возрастных групп.

Задачи программы: 1. Рассмотреть теоретические проблемы суицида, понять мотивы и причины суицидального поведения несовершеннолетних. 2. Изучить правовые основы работы по профилактике суицидов среди детей. 3. Выявить особенности детского и подросткового суицида. 4. Освоить методы оценки суицидальных рисков. 5. Создать представление о системе профилактики и превенции суицидального поведения подростков. 6. Изучить принципы и методы оказания помощи несовершеннолетним, оказавшимся в группе риска.

Категория слушателей: данная программа ориентирована на психологов, специалистов коррекционных образовательных организаций, работников социальных служб, представителей общественных организаций, родителей.

Средства дистанционного обучения: электронные учебно-методические комплексы, включающие электронные учебники, учебные пособия, учебные видео, аудиозаписи.

Форма обучения: 100% дистанционная (без отрыва от работы), обучение проходит в онлайн-режиме на образовательном портале http://new.in-texno.ru/

Требования к образованию слушателя: к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование. Слушатели, имеющие диплом о неоконченном высшем образовании или удостоверение педагогического класса, на обучение не принимаются*.

*в соответствии с разъяснениями Минобрнауки АК-2453/06 от 25.08.2015, “обучение в одногодичных педагогических классах при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений не может быть приравнено к начальному профессиональному образованию, а соответственно и к среднему профессиональному образованию по действующему законодательству РФ в сфере образования”.

Форма итоговой аттестации по программе: зачетное тестирование.

Содержание программы:

1.Теоретические аспекты проблемы суицида. Нормативно-правовая база работы по профилактике суицидов среди несовершеннолетних. 2.Возрастные особенности суицидального поведения несовершеннолетних. 3.Диагностика суицидального поведения и суицидальных рисков несовершеннолетних. 4.Профилактика суицидального поведения. Комплекс необходимых мер. 5.Способы оказания помощи ребенку, оказавшемуся в группе риска по суицидальному поведению.

Подробнее о программе и обучении вы сможете узнать в Учебном отделе по тел.: +7 495 105 96 04.

Можно изучить Факультатив всего за 200 рублей:

(Факультативы – короткие курсы, содержащие теоретический и практический материал по таким востребованным направлениям, как экономика, юриспруденция, менеджмент, социально-культурное направление, иностранные языки, современное образование и другие. По окончании обучения вы получите сертификат (сертификат скачивается слушателем самостоятельно из системы дистанционного обучения).

Диагностика суицидальных рисков среди несовершеннолетних и способы помощи детям из группы риска 200 руб. Купить

Как провести технические мероприятия

Чтобы ограничить доступ детей к запрещенной информации, установите программно-аппаратные средства защиты детей от информации, которая причиняет вред их здоровью и развитию. Их можно разделить на средства, которые:

  • ограничивают доступ к интернету, например, через авторизацию пользователей;
  • ограничивают доступ к интернету с технических средств третьих лиц – в таком случае в интернет можно войти только с устройств образовательной организации;
  • ограничивают доступ к запрещенной для распространения среди детей информации, размещенной на сайтах в интернете, например, системы контент-фильтрации.

Такие виды технических и программных средств устанавливают пункты 5–5.3 Требований, утвержденных приказом Минкомсвязи от 16.07.2014 № 161.

Выберите одно или два средства защиты или используйте их все комплексно. Поручите ответственному установить средства защиты и контролировать их работоспособность.

Внимание: если не примете меры по защите детей от информации, которая причиняет вред их здоровью и развитию, то организации и ее работникам грозит административная ответственность по части 2 статьи 13.21 и статье 6.17 КоАП

Проверяющие оштрафуют:

  • должностных лиц – на сумму до 20 тыс. руб.;
  • образовательную организацию – до 200 тыс. руб.

Кроме того, проверяющие могут приостановить деятельность образовательной организации на срок до 90 суток и конфисковать предмет административного правонарушения, то есть продукцию, которая содержит вредную и запрещенную информацию.

Чтобы не получить наказание, проверьте контрольные точки, на которые обращают внимание проверяющие:

  • есть ли локальные акты, которые регулируют доступ к вредной и запрещенной информации, и назначен ли за это ответственный;
  • есть ли контроль доступа в сеть интернет и фильтрация контента;
  • обучаете ли детей и подростков правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, что предотвратит риск их вовлечения в противоправную деятельность;
  • принимаете ли меры по защите детей от запрещенной для распространения информации в рекламе.

© Материал из Справочной системы «Образование» https://vip.1obraz.ru