Работа школьного психолога с проблемой недоверия подростков
Для каждого возраста и для каждого ребенка типична своя система взаимоотношений с социальной средой, что и определяет направление его психического развития. Эта система отражается в социальной ситуации развития. В отрочестве она представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, между которыми подросток занимает промежуточное положение. Своеобразие социальной ситуации его развития состоит в том, что он включается в новую систему отношений и общения со взрослыми и сверстниками, занимая среди них новое место, выполняя новые функции.
Центральным моментом жизни подростков становится общение с ровесниками. Любой подросток стремится занять удовлетворяющее его место в коллективе сверстников, хотя и не всегда может это сделать. Причем для него важен не просто процесс обмена информацией, а именно интимно-личностное общение.
Внимание: Для того чтобы процесс приема и передачи информации перешел в процесс общения, необходимо доверие, которое также осуществляет и функцию связи между взаимодействующими индивидами, превращая общение в ведущее условие развития детской личности.
Однако для многих современных подростков остро стоит проблема недоверия. Причем это недоверие может быть всеобъемлющим: подростки не доверяют ни себе, ни родителям, ни учителям, ни ровесникам. Таким образом, центральный момент жизни подростка ставится под сомнение.
Для нормального развития личности подростка важна адекватная самооценка, которая формируется в процессе его контактов с другими людьми. Но это общение не всегда складывается должным образом, причем причина часто кроется в самом подростке. Он может слишком сильно переживать о своей внешности, характере или некомпетентности в чем-либо. При этом ему кажется, что партнер по общению обязательно думает об этих его «трудностях». Можно предположить, что такого рода «трудности» возникают у подростков в том случае, если они не доверяют тем, с кем общаются.
Доверие всегда предполагает ценностное отношение к личности другого. Доверяя другому, человек рассчитывает, что тот не поступит ему во вред. В случае, если у ребенка преобладает сформированное с раннего детства недоверие, общение со сверстниками не может выполнять значимой для подросткового возраста функции. У него начинаются психологические проблемы с одноклассниками, и с этими проблемами ему необходимо обратиться к школьному психологу.
Внимание: Чаще всего подростки не хотят идти к педагогу-психологу по целому ряду причин:
- боятся вопросов, которые будут задавать;
- боятся, что их неправильно поймут, что кто-то узнает о встрече;
- волнуются о том, какое произведут впечатление.
Совет: Рекомендации школьным психологам для наиболее эффективной работы с подростками с проблемой недоверия:
- Нужно ценить решение недоверяющего подростка обратиться к психологу; сам факт того, что он смог пересилить себя, говорит о многом
- Следует помнить, что подросток уже не ребенок. Индивидуальная психологическая работа с ним похожа на работу со взрослым. Большую часть времени занимает общение, а не игры.
- Во время работы необходимо создать для ребенка атмосферу доверия, показать ему, что бояться нечего.
- По возможности нужно избегать прямых вопросов. Сама форма общения «вопрос-ответ» неприемлема.
- Исходя из психологических особенностей подросткового возраста, можно сделать вывод, что достаточно эффективно вовлекать подростков с проблемой недоверия в групповую работу, направления которой могут быть совершенно разными. Главное, чтобы на подобных занятиях царила доброжелательная атмосфера.
Еще одна категория людей, с которыми подросток взаимодействует в школе, – учителя. Установившиеся доверительные отношения между ними означают, что:
1) ученик уверен в том, что учитель никогда не будет злоупотреблять его чувствами, и он их может свободно выражать;
2) учитель никогда не станет причинять боль сознательно, намеренно, и подросток в свою очередь тоже;
3) подростку дается возможность быть самим собой;
4) стабильность, которая гарантирует, что завтрашнее поведение и учителя, и ученика в сходных обстоятельствах не изменится.
Доверие – это преданность в отношениях. Доверительные отношения выстраиваются медленно, постепенно и дорогого стоят.
Бесспорно, учитель несет детям знания. Но как бы ни был профессионально он подготовлен, при отсутствии доверия со стороны учеников эти знания просто не будут эффективно восприниматься и усваиваться.
Как известно, учитель для подростков не является таким непререкаемым авторитетом, как для младших школьников. Подростки предъявляют высокие требования к деятельности, поведению и личности педагога. Они оценивают его, и отношение к нему строят на основе своих оценочных суждений. А если у подростка изначально есть проблема недоверия, то все эти аспекты выражены во много раз сильнее.
Совет: Рекомендации учителям для развития доверительных отношений с учащимися подросткового возраста:
- Общение должно быть честным и открытым, без искажения информации.
- Следует чаще говорить подросткам об их способностях, не забывать хвалить, когда они этого заслуживают.
- Во время проведения занятий следует обращать внимание на ответную реакцию учеников, прислушиваться к их мнению.
- Следовать обязательствам и обещаниям, данным ученикам.
- В ходе общения избегать противоречивых указаний, из которых подростку невозможно понять, как поступить.
Эти рекомендации школьный психолог может дать учителям во время просветительской работы, предварительно рассказав о важности доверительных отношений с учениками подросткового возраста.
Существенное значение для развития подростка имеет то место, которое он занимает в семье. Если родители учитывают возросшие возможности ребенка, относятся к нему с уважением и доверием, помогают преодолевать трудности в учении, других видах деятельности, устанавливать конструктивные взаимоотношения с товарищами, сохраняют контакт с ним, отвечая на его многочисленные вопросы, то тем самым они создают благоприятные условия для его дальнейшего развития. В противном случае, когда базовое недоверие было сформировано еще в младенчестве, подросток не сможет найти поддержки в своей семье, и будет стремиться искать ее на стороне. В лучшем случае он обратится с этой проблемой к психологу. А в худшем?
Совет: Если во время работы с подростком видно, что основная причина проблемы недоверия кроется во взаимоотношениях подростка с родителями, не следует сразу обращаться к ним. Так можно подорвать то хрупкое доверие, которое сформировалось у ребенка по отношению к психологу. Возможно, со временем удастся прийти к тому, что подросток сам захочет пригласить родителей к нему, и на этой встрече лучше присутствовать всем – и родителям, и самому подростку. В противном случае он может заподозрить, что у родителей и психолога есть какие-то свои тайны, и проблема недоверия снова обострится.
© Материал из Справочной системы «Образование»