г. Омск, ул. Фрунзе 1, корпус 3
+7 (983) 524-49-24
+7 (923) 037-94-76
+7 (3812) 21-00-64

Работа школьного психолога с проблемой недоверия подростков

Для каждого возраста и для каждого ребенка типична своя система взаимоотношений с социальной средой, что и определяет направление его психического развития. Эта система отражается в социальной ситуации развития. В отрочестве она представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, между которыми подросток занимает промежуточное положение. Своеобразие социальной ситуации его развития состоит в том, что он включается в новую систему отношений и общения со взрослыми и сверстниками, занимая среди них новое место, выполняя новые функции.

Центральным моментом жизни подростков становится общение с ровесниками. Любой подросток стремится занять удовлетворяющее его место в коллективе сверстников, хотя и не всегда может это сделать. Причем для него важен не просто процесс обмена информацией, а именно интимно-личностное общение.

Внимание: Для того чтобы процесс приема и передачи информации перешел в процесс общения, необходимо доверие, которое также осуществляет и функцию связи между взаимодействующими индивидами, превращая общение в ведущее условие развития детской личности.

Однако для многих современных подростков остро стоит проблема недоверия. Причем это недоверие может быть всеобъемлющим: подростки не доверяют ни себе, ни родителям, ни учителям, ни ровесникам. Таким образом, центральный момент жизни подростка ставится под сомнение.

Для нормального развития личности подростка важна адекватная самооценка, которая формируется в процессе его контактов с другими людьми. Но это общение не всегда складывается должным образом, причем причина часто кроется в самом подростке. Он может слишком сильно переживать о своей внешности, характере или некомпетентности в чем-либо. При этом ему кажется, что партнер по общению обязательно думает об этих его «трудностях». Можно предположить, что такого рода «трудности» возникают у подростков в том случае, если они не доверяют тем, с кем общаются.

Доверие всегда предполагает ценностное отношение к личности другого. Доверяя другому, человек рассчитывает, что тот не поступит ему во вред. В случае, если у ребенка преобладает сформированное с раннего детства недоверие, общение со сверстниками не может выполнять значимой для подросткового возраста функции. У него начинаются психологические проблемы с одноклассниками, и с этими проблемами ему необходимо обратиться к школьному психологу.

Внимание: Чаще всего подростки не хотят идти к педагогу-психологу по целому ряду причин:

  • боятся вопросов, которые будут задавать;
  • боятся, что их неправильно поймут, что кто-то узнает о встрече;
  • волнуются о том, какое произведут впечатление.

Совет: Рекомендации школьным психологам для наиболее эффективной работы с подростками с проблемой недоверия:

  1. Нужно ценить решение недоверяющего подростка обратиться к психологу; сам факт того, что он смог пересилить себя, говорит о многом
  2. Следует помнить, что подросток уже не ребенок. Индивидуальная психологическая работа с ним похожа на работу со взрослым. Большую часть времени занимает общение, а не игры.
  3. Во время работы необходимо создать для ребенка атмосферу доверия, показать ему, что бояться нечего.
  4. По возможности нужно избегать прямых вопросов. Сама форма общения «вопрос-ответ» неприемлема.
  5. Исходя из психологических особенностей подросткового возраста, можно сделать вывод, что достаточно эффективно вовлекать подростков с проблемой недоверия в групповую работу, направления которой могут быть совершенно разными. Главное, чтобы на подобных занятиях царила доброжелательная атмосфера.

 

Еще одна категория людей, с которыми подросток взаимодействует в школе, – учителя. Установившиеся доверительные отношения между ними означают, что:

1) ученик уверен в том, что учитель никогда не будет злоупотреблять его чувствами, и он их может свободно выражать;

2) учитель никогда не станет причинять боль сознательно, намеренно, и подросток в свою очередь тоже;

3) подростку дается возможность быть самим собой;

4) стабильность, которая гарантирует, что завтрашнее поведение и учителя, и ученика в сходных обстоятельствах не изменится.

Доверие – это преданность в отношениях. Доверительные отношения выстраиваются медленно, постепенно и дорогого стоят.

Бесспорно, учитель несет детям знания. Но как бы ни был профессионально он подготовлен, при отсутствии доверия со стороны учеников эти знания просто не будут эффективно восприниматься и усваиваться.

Как известно, учитель для подростков не является таким непререкаемым авторитетом, как для младших школьников. Подростки предъявляют высокие требования к деятельности, поведению и личности педагога. Они оценивают его, и отношение к нему строят на основе своих оценочных суждений. А если у подростка изначально есть проблема недоверия, то все эти аспекты выражены во много раз сильнее.

Совет: Рекомендации учителям для развития доверительных отношений с учащимися подросткового возраста:

  1. Общение должно быть честным и открытым, без искажения информации.
  2. Следует чаще говорить подросткам об их способностях, не забывать хвалить, когда они этого заслуживают.
  3. Во время проведения занятий следует обращать внимание на ответную реакцию учеников, прислушиваться к их мнению.
  4. Следовать обязательствам и обещаниям, данным ученикам.
  5. В ходе общения избегать противоречивых указаний, из которых подростку невозможно понять, как поступить.

Эти рекомендации школьный психолог может дать учителям во время просветительской работы, предварительно рассказав о важности доверительных отношений с учениками подросткового возраста.

Существенное значение для развития подростка имеет то место, которое он занимает в семье. Если родители учитывают возросшие возможности ребенка, относятся к нему с уважением и доверием, помогают преодолевать трудности в учении, других видах деятельности, устанавливать конструктивные взаимоотношения с товарищами, сохраняют контакт с ним, отвечая на его многочисленные вопросы, то тем самым они создают благоприятные условия для его дальнейшего развития. В противном случае, когда базовое недоверие было сформировано еще в младенчестве, подросток не сможет найти поддержки в своей семье, и будет стремиться искать ее на стороне. В лучшем случае он обратится с этой проблемой к психологу. А в худшем?

Совет: Если во время работы с подростком видно, что основная причина проблемы недоверия кроется во взаимоотношениях подростка с родителями, не следует сразу обращаться к ним. Так можно подорвать то хрупкое доверие, которое сформировалось у ребенка по отношению к психологу. Возможно, со временем удастся прийти к тому, что подросток сам захочет пригласить родителей к нему, и на этой встрече лучше присутствовать всем – и родителям, и самому подростку. В противном случае он может заподозрить, что у родителей и психолога есть какие-то свои тайны, и проблема недоверия снова обострится.

© Материал из Справочной системы «Образование»