г. Омск, ул. Фрунзе 72/1
+7 (913) 143-11-96
+7 (983) 524-4924
+7 (923) 692-7576

Буллинг в школе? Причины и профилактика агрессивного поведения

В последнее время из новостей часто можно услышать о том, как подростки избивают своих одноклассников, нападают с ножом на сверстников, на педагогов, приносят в школу огнестрельное оружие, устраивают психологическую или физическую травлю. Подобные проявления детской агрессии называют буллингом, особенность которого заключается в том, что он оказывает негативное влияние на психическое здоровье не только жертвы, но и ее обидчиков.

Школа Анны Муратовой помогает решить вышеназванные проблемы.

Администрация и педагоги школы дополнительно проектируют индивидуальную образовательную траекторию обучающегося, создают информационно-образовательную среду, позволяющую получить не только качественное образование, но и найти решение проблем, связанных с появлением буллинга в школе.

Как известно, решение проблемы кроется в ее истоках.

Агрессивное поведение у детей возникает не в какой-то определенный момент, а зарождается последовательно. Ему предшествуют годы накапливания негативных эмоций. Зачастую истоки подобного поведения проявляются уже в дошкольном детстве.

Истоками агрессивного поведения у дошкольников зачастую выступает некорректное воспитание ребенка. Дело в том, что на детей оказывают влияние не только преднамеренные и целенаправленные действия воспитательного характера, но и особенности поведения родителей. Сегодня в жизни может происходить множество событий, которые способны, ожесточить и вызвать негативные эмоции. Важно понимать, что дети очень четко реагируют на настроение окружающих и изменения в нем.

Взрослые могут позволить себе обсуждать военные действия, смотреть передачи про катастрофы и фильмы про убийства, зачастую от них можно услышать негатив в сторону других людей. Разумеется, дети тонко воспринимают подобные эмоции, в результате чего они могут обзываться, драться, обижать друг друга, жестоко относиться к животным. А родители при этом не обращают внимание на развивающееся агрессивное поведение у дошкольников, пока не произойдет по-настоящему тревожная ситуация.

У детей дошкольного возраста могут возникать вспышки гнева и агрессии, которые служат актом протеста действиям или отношению других людей. Но в данном случае важно понимать, что отсутствие агрессии – это также тревожный знак, поскольку нормальное развитие ребенка без протестного поведения невозможно. Как правило, уровень агрессии выше у детей с холерическим темпераментом, т.к. им трудно управлять своими эмоциями и они более активно выражают свои чувства.

У детей с СДВГ также возможны более частые проявления агрессии вследствие того, что им трудно контролировать свои импульсы. В условиях общеобразовательных организаций важно проводить профилактическую работу в направлении агрессивного поведения у детей, а начинать ее нужно с детьми младшего дошкольного возраста. Поскольку в этот период у ребенка начинает зарождаться сила «я», и чем больше она, тем меньше агрессивность. Один из вариантов такой работы – проведение занятия «Добрые сердцем, сильные духом!»

Цель занятия: профилактика правонарушений, агрессивного поведения у детей дошкольного возраста.

Агрессивное поведение у дошкольников: принципы общения

  1. Помогать разбираться в конструктивных способах разрешения проблем.
  2. Объяснять, почему конкретное поведение может быть неправильным.
  3. Помогать узнать себя со стороны и других людей лучшим образом.
  4. Давать возможность избавиться от агрессии (например, порвать бумагу, побить подушку, сжать кулаки и т. д.).
  5. Хвалить! Данное действие проявит желание еще раз услышать добрые слова по отношению к себе.
  6. Не унижать достоинство ребенка.
  7. Не воспроизводить вслух фразы типа: «Ничего путного из тебя не вырастет!»
  8. Показывать собственный пример неагрессивного поведения, важно помнить, что ребенок всегда подражает тому, за кем ему привычно наблюдать.

И таким образом агрессивное поведение у дошкольников можно сгладить, показывая правильный пример.

Задачи:

  1. отреагирование негативных эмоций,
  2. развитие уверенности в себе, повышение самооценки;
  3. создание условий для развития навыков саморегуляции и самоуправления;
  4. освобождение от негативных эмоций, снятие эмоционального напряжения.

Участники:

10–12 человек детей старшего дошкольного возраста (6–7 лет),

педагог-психолог и взрослый, исполняющий роль зла.

Скачать бесплатно конспект занятия

© Материал из Справочной системы «Образование»
vip.1obraz.ru