г. Омск, ул. Фрунзе 72/1
+7 (913) 143-11-96
+7 (983) 524-4924
+7 (923) 692-7576

Как изменить стимулирующие выплаты педагогам с сентября

В сентябре измените показатели стимулирующих выплат, чтобы они соответствовали новым годовым задачам школы. Также нужно исключить ошибки в показателях, за которые школы получают предписания ГИТ. Каких ошибок нужно избегать и примеры формулировок, чтобы их исключить, – в статье.

В начале учебного года измените состав стимулирующих выплат с учетом новых целей работы школы. Еще одна причина пересмотреть систему – типичные ошибки в показателях, которые ГИТ сочтет нарушением. Не стоит включать в список должностные обязанности педагогов и показатели, которые относятся к компенсационным выплатам. В статье – примеры неверных критериев и верные формулировки для локальных актов школы.

Включите в показатели стимулирующих выплат годовые задачи школы

В сентябре директору нужно изменить критерии стимулирующих выплат, чтобы они мотивировали педагогов реализовать новые задачи на учебный год. Тогда это позволит повысить показатели ГИА, привлечь новых молодых работников. Так, директор может увеличить стимулирующие выплаты за работу с одаренными детьми, чтобы повысить рейтинг школы, или ввести выплаты за наставничество. Но при этом такие выплаты нельзя вводить только за факт дополнительной деятельности. Для каждого направления работы нужно сформулировать конкретные показатели, которые учтут достижения педагогов.

Развитие работы с одаренными детьми

Чтобы мотивировать педагогов работать с одаренными детьми в новом учебном году, вы можете назначить стимулирующие выплаты за то, что учитель выявляет талантливых учеников, строит работу с ними и его родителями, проводит дополнительные занятия. Например, можно доплачивать педагогам, если они привлекают одаренных учеников к углубленному изучению предметов.

Пример формулировки в трудовом договоре. Об углубленном изучении предмета

В качестве поощрения Работнику устанавливаются следующие выплаты стимулирующего характера:
<…>
– Привлечение учеников к дополнительному, расширенному, углубленному изучению предмета за рамками тарифицированных часов. Педагогу присваиваются по 0,5 балла за каждого ученика. Оценка производится один раз в год. Ежемесячная выплата назначается в течение года после проведения оценки. Размер выплаты равняется стоимости одного балла, умноженного на количество набранных баллов.
<…>

Чтобы показать, что школа ценит результаты одаренных учеников, с которыми работают педагоги, вы можете доплачивать учителям за достижения ребят на олимпиадах и конкурсах. При этом необходимо повышать количество баллов, которые присуждаете педагогам, в зависимости от уровня олимпиады или конкурса.

Пример формулировки в трудовом договоре. О достижениях на конкурсах и олимпиадах

В качестве поощрения Работнику устанавливаются следующие выплаты стимулирующего характера:
<…>
– Наличие победителей и призеров олимпиад, конкурсов, соревнований. Количество баллов зависит от уровня олимпиады или конкурса. За региональный уровень присуждается 10 баллов, муниципальный – 5 баллов, школьный – 1 балл за каждого победителя и призера.
<…>

Улучшение результатов ГИА

Повысить показатели ваших учеников на ГИА также помогут стимулирующие выплаты. Вы можете установить надбавки за высокие результаты на ОГЭ и ЕГЭ или рост среднего балла за экзамен. Но нужно учитывать, что такие выплаты будут работать только в том случае, если в школе нет «провалов» в уровне подготовки школьников разных параллелей. Иначе результаты работы учителя в год подготовки к ОГЭ и ЕГЭ будут зависеть от прежних успехов школьников.

Пример формулировки в Положении об оплате труда. О показателях ГИА

Учителям математики и русского языка и литературы за интенсивность труда по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ назначаются стимулирующие выплаты в размере 20 процентов от должностного оклада. Надбавка выплачивается в случае увеличения среднего балла учеников на экзаменах по математике и русскому языку и достижения высокого среднего балла учеников на ГИА (от 80 баллов).

Привлечение молодых педагогов

Чтобы привлечь в школу молодых специалистов, нужно предусмотреть стимулирующие выплаты и для них. Также необходимо сразу нацелить их на развитие и показать, что назначаете доплаты за повышение квалификационной категории. Для этого можно устанавливать повышающие коэффициенты к окладам.

В рамках стимулирующих Минздравсоцразвития предусмотрело выплаты за стаж работы (приказ Минздравсоцразвития от 29.12.2007 № 818). В их число вы можете включить выплаты молодым специалистам, хотя они не отражают эффективность труда педагогов.

Пример формулировки в Положении об оплате труда. О доплатах молодым педагогам и за развитие в профессии

Стимулирующие выплаты назначаются:
<…>
– к заработной плате молодым специалистам – педагогическим работникам – 1000 руб.
<…>

Чтобы адаптировать молодых учителей и помочь им построить путь своего профессионального развития, стимулируйте к работе с ними опытных педагогов. Также такая поддержка станет для новичков еще одним аргументом в пользу работы именно у вас. Поэтому назначайте стимулирующие выплаты за наставничество и успехи, которых достигают молодые учителя под опекой профессионалов.

 

Пример формулировки в трудовом договоре. О доплатах за работу с молодыми педагогами

В качестве поощрения Работнику устанавливаются следующие выплаты стимулирующего характера:
<…>
– Наставничество над молодыми специалистами. Количество баллов зависит от количества учителей, которым помогает наставник. За каждого назначается 3 балла, а также 1 дополнительный балл, если ученики молодого педагога достигают положительных результатов на ВПР, НИКО, ОГЭ, ЕГЭ.
<…>

НА ЗАМЕТКУ

Как избежать конфликтов при распределении стимулирующих выплат

Чтобы избежать конфликтов с учителями при распределении стимулирующего фонда, создайте комиссию. Включите в нее преподавателей, которые имеют наибольший авторитет и уровень доверия в коллективе. В состав рабочей комиссии также включите представителей органа коллегиального самоуправления и профсоюза. Закрепите регламент работы положением о комиссии по распределению стимулирующих выплат и ознакомьте с ним всех работников школы. Заранее информируйте работников о сроках работы комиссии и необходимых документах, на основании которых проводится оценка достижения показателей эффективности. Предусмотрите порядок подачи апелляций, если работник не согласен с оценкой, которую выставила ему комиссия. Сроки подачи апелляций и их рассмотрения также нужно прописать в локальном акте школы.

Исключите ошибки в показателях, чтобы не оштрафовала ГИТ

Ошибки в системе показателей стимулирующих приводят к штрафам. Проверьте, правильно ли в вашей школе отобрали критерии выплат, нет ли в списке тех, которые относятся к компенсацион-ным выплатам и дополнительной работе.

Стимулируют за дополнительную работу

Обратите внимание

Педагоги должны знать, какое вознаграждение и почему они получат в зависимости от результатов труда (п. 5.3 Отраслевого соглашения, утв. Профсоюзом работников народного образования и науки, Минобрнауки 22.12.2014)

В критерии эффективности часто вводят показатели, которые относятся к компенсационным выплатам. Но на эти выплаты нужно отводить отдельные части фонда оплаты труда.

Не включайте в показатели стимулирующих выплат классное руководство. Также не назначайте такие выплаты, если учитель заведует кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лаборато-риями или руководит предметными, цикловыми и методическими комиссиями. Не стоит стимулировать за работу с детьми с ОВЗ, а также за то, что педагог обучает детей на дому и занимается с теми учениками, которые находятся на длительном лечении в лечебном учреждении. Это дополнительная работа, которая не отражает эффективность труда (письмо Минобрнауки от 29.12.2017 № ВП-1992/02 «О методических рекомендациях»).

Пример неверной формулировки в Положении об оплате труда. О заведовании кабинетами

В качестве поощрения Работнику устанавливаются следующие выплаты стимулирующего характера:
<…>
– Заведование кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями. Выплаты назначаются в размере 1000 руб. к должностному окладу ежемесячно, за каждый кабинет, которым заведует педагог.
– Классное руководство. Выплаты назначаются в размере 1000 руб. к должностному окладу ежемесячно.
<…>

Если в вашей школе эти выплаты включили в стимулирующие, измените Положение об оплате труда. Перенесите эти выплаты в состав компенсационных.

Пример правильной формулировки в Положении об оплате труда. О заведовании кабинетами

За заведование кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, а также классное руко-водство школа назначает Работнику компенсационные выплаты в размере 2448 рублей ежемесячно.

Система оплаты труда не прозрачна

Каждый третий учитель не знает, из чего складывается его зарплата (по данным ОНФ). Но педагог должен понимать, как измеряют показатели стимулирования. Недопонимание может привести к конфликтам в коллективе.

Пример неверной формулировки в Положении об оплате труда. О показателях эффективности

В качестве поощрения Работнику устанавливаются следующие выплаты стимулирующего характера:
<…>
– Достижение высоких результатов обучения учеников, интенсивность труда, вклад в образование.
<…>

В документах о системе оплаты труда нужно уточнить, какие конкретно результаты вы расцените как высокие. Их можно измерять количеством пятерок и четверок от общего числа отметок или повышением среднего уровня оценок по классу.

Пример правильной формулировки в Положении об оплате труда. О показателях эффективности

В качестве поощрения Работнику устанавливаются следующие выплаты стимулирующего характера:
<…>
– Достижение высоких результатов обучения учеников. Выплаты назначаются, если в классе школьники получили 60 процентов пятерок и 20 процентов четверок от общего числа отметок.
<…>

 Продолжается набор в колледж Анны Муратовой по 18 специальностям для всех желающих на базе 9-х и 11-х классов. Успейте подать заявку. Количество мест ограничено.

Показатели дублируют должностные обязанности

Запрещено стимулировать за то, что педагог выполняет свои должностные обязанности. За это он получает оклад. К должностным обязанностям относят, например, то, что учитель ведет электронный журнал, проводит мероприятия с родителями, использует компьютерные технологии.

Не нужно учитывать в показателях то, что ученики редко пропускают уроки без уважительной причины, педагог участвует в деятельности педагогического совета и посещает курсы повышения квалификации. Назначать стимулирующие выплаты можно, если педагог привлекает учеников к углубленному изучению предметов. Ведь если ученики с интересом занимаются предметом дополнительно, они не будут пропускать и основные занятия без уважительной причины.

Пример неверной формулировки в Положении об оплате труда. О посещении занятий

В качестве поощрения Работнику устанавливаются следующие выплаты стимулирующего характера:
<…>
– Низкие показатели по пропуску уроков без уважительной причины.
<…>

Пример правильной формулировки в Положении об оплате труда. О посещении занятий

В качестве поощрения Работнику устанавливаются следующие выплаты стимулирующего характера:
<…>
– привлечение учеников к дополнительному, расширенному, углубленному изучению предмета за рамками тарифицированных часов (оценивается по количеству учеников).
<…>

Также не надо стимулировать за то, что нет случаев травматизма во время образовательного процесса. Это относится к должностным обязанностям учителя (приказ Минздравсоцразвития от 26.08.2010 № 761н). Смотрите, как правильно оформить стимулирующие выплаты в Положении об оплате труда и трудовом договоре с педагогом

Школа может выбрать один из двух вариантов системы стимулирования

Балльно-рейтинговая система стимулирования. Выплаты каждому педагогу зависят от баллов в оценочных листах на основании известной стоимости одного балла. При этой системе важно сохранять одинаковую стоимость балла. Иначе педагоги потеряют мотивацию и не станут добиваться высоких показателей эффективности. Сколько показателей разработать, зависит от коллектива школы. Смотрите, как прописать это в положении об оплате труда в конце статьи.

Стимулирование с фиксированным размером выплат. Для каждого показателя эффективности педагогов устанавливается постоянный размер выплат, например, «за призера муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников – 5 тыс. руб.». При такой системе не может быть большого числа показателей эффективности. Этот вариант подходит школам, которых устроит стимулирование небольшого числа педагогов. Пример, как прописать эту систему в положении об оплате труда – в конце статьи.

 

Обновите Положение об оплате труда и сообщите педагогам об этом заранее

Если вы решите изменить показатели, то обновите Положение о системе оплаты труда. Уведомьте работников об этом не менее чем за два месяца до ее введения (ст. 74 ТК). Утвердите Положение о системе оплаты труда. Это можно сделать двумя способами. Первый – издать приказ об утверждении. Второй – поставить гриф утверждения в правой верхней части титульной страницы Положения. Гриф должен включать слово «УТВЕРЖДАЮ», наименование должности, личную подпись, ее расшифровку и печать. Ознакомьте работников с Положением о системе оплаты труда под подпись. Новая система оплаты труда меняет условия договора. Чтобы не нарушить закон, заключите с работниками дополнительные соглашения.

© Материал из Справочной системы «Образование».