Как комплектовать классы с детьми с ОВЗ в школе
Обучайте детей с ОВЗ и инвалидностью совместно с другими детьми или в отдельных классах. Читайте, кого считать ребенком с ОВЗ и ребенком-инвалидом и как объединять детей с разными заболеваниями в одном классе.
Кого считать ребенком с ОВЗ и ребенком-инвалидом
Законодательство обычно использует термин «учащийся с ОВЗ». Ребенка относят к данной категории только по заключению психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Она фиксирует, что ребенок имеет отклонения в физическом или психологическом развитии, которые препятствуют получению образования без специальных условий (п. 16 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Заключение выдают родителям. В документе указывают, по какой программе обучать, ее вариант, сроки обучения и другие специальные условия, в том числе специалистов сопровождения и направления коррекционной работы. Передавать третьим лицам информацию из заключения без письменного согласия родителей запрещено (п. 8 положения, утв. приказом Минобрнауки от 20.09.2013 № 1082).
Наличие ОВЗ признают у детей:
- с нарушениями слуха – глухих, слабослышащих, позднооглохших, кохлеарно имплантированных;
- нарушениями зрения – слепых, слабовидящих;
- тяжелыми нарушениями речи;
- нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- задержкой психического развития;
- расстройствами аутистического спектра;
- сложными дефектами – тяжелыми и множественными нарушениями развития;
- умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Для родителей заключение ПМПК носит рекомендательный характер и действует в течение календарного года с даты получения. Они самостоятельно принимают решение, представлять ли его в этот период в школу. Если не представят, то придется получать заново (п. 23 положения, утв. приказом Минобрнауки от 20.09.2013 № 1082).
Рекомендации ПМПК действуют на период, указанный в заключении. Как правило, на уровень образования. Если в рекомендациях указали сроки дополнительного обследования, например, по итогам учебного года, то родители должны получить заключение с уточненным образовательным маршрутом.
При переходе на следующий уровень образования получают новое заключение. Это объясняется тем, что в документе указывают образовательную программу, форму и режим обучения.
Если родители представили вам заключение ПМПК и дали согласие на обучение ребенка по АООП или АОП, то создайте специальные условия. Если нет ресурсов, обратитесь к учредителю. Он обязан организовать обучение ребенка с ОВЗ (п. 23 положения, утв. приказом Минобрнауки от 20.09.2013 № 1082).
Внимание: учащиеся с ОВЗ не всегда являются инвалидами, а дети-инвалиды могут не нуждаться в специальных условиях обучения.
Категорию «ребенок-инвалид» присваивает учащемуся бюро медико-социальной экспертизы на разный срок: 1 или 2 года, 5 лет, до достижения возраста 14 или 18 лет. После экспертизы ребенку выдают индивидуальную программу реабилитации или абилитации (ИПРА) и справку, в которой указывают группу инвалидности (п. 36 Правил, утв. постановлением Правительства от 20.02.2006 № 95).
Справка и ИПРА могут не содержать указаний о специальных условиях обучения. Например, дети с заболеваниями сердца и сосудов, дыхательной системы, печени и почек, желудочно-кишечного тракта могут обучаться по основной образовательной программе и не посещать ПМПК. Некоторые учащиеся имеют справку об инвалидности и заключение ПМПК, например, глухие, слепые, дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
День создания Всероссийского общества инвалидов (ВОИ)
В честь особой даты предлагаем пройти дистанционное обучение по программам инклюзивного образования на специальных условиях. Предоставляется скидка до 70% на программы обучения.
Акция действует с 1 по 14 августа до 23:59 по МСК. Набор на 15 августа.
Скидка 70% на профессиональную переподготовку:
- Педагог дополнительного образования в условиях ФГОС ОВЗ по направлениям: ментальная арифметика, образовательная робототехника, скорочтение, астрономия и космонавтика, подготовка к школе – 504 часа, 3 месяца
- Социальная психология – 520 часов, 3 месяца
- Специальная психология (520 часов) 3 месяца
- Тифлопедагогика и тифлопсихология 520 часов 3 месяца
Скидка 50% на профессиональную переподготовку:
- Дефектология (520 часов)3 месяца
- Логопедия (520 часов) 3 месяца
- Олигофренопедагогика (520 часов) 3 месяца
- Организация службы лекотеки 520 часов 3 месяца
- Практическая психология (504 часа) 3 месяца
- Прикладная психодиагностика. Технология применения психодиагностических методик (520 часов) 3 месяца
- Учитель начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования в условиях реализации ФГОС 520 часов (3 месяца)
- Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) 502 часа 3 месяца
Скидка 50% на повышение квалификации:
- Разработка адаптивной основной образовательной программы для детей с ОВЗ – 108 часов (1 месяц)
- Разработка адаптивной основной образовательной программы для детей с ОВЗ – 72 часа (1 месяц)
- Работа педагога-психолога с детьми с ОВЗ в условиях сенсорной комнаты – 108 часов (1 месяц)
- Профессиональные компетентности педагога: теория и практика преподавания английского языка для детей с ОВЗ
- Организация образовательного процесса начального общего образования для обучающихся с ОВЗ в условиях введения ФГОС НОО ОВЗ -72 часа (1 месяц)
- Организация образовательного процесса начального общего образования для обучающихся с ОВЗ в условиях введения ФГОС НОО ОВЗ – 108 часов (1 месяц)
Как объединять учеников с ОВЗ в классы
Детей с ОВЗ можно обучать вместе с обычными детьми в условиях инклюзии или в отдельных классах. Выберите вариант, которой вам удобен. Если планируете формировать отдельные классы для детей со сходными заболеваниями, учтите, что максимальная наполняемость – 15 человек (п. 22 Порядка, утв. приказом Минобрнауки от 30.08.2013 № 1015).
Количество детей с разными заболеваниями в одном классе устанавливает пункт 8.1 СанПиН детей с ОВЗ. Предельная наполняемость зависит от вида заболевания ребенка и варианта образовательной программы. Полную информацию смотрите в таблице.
Как комплектовать инклюзивные классы
Категория детей с ОВЗ | Вид программы | |||
не отличается по итоговым достижениям и срокам | предполагает пролонгированные сроки обучения | отличается по итоговым достижениям и срокам | отличается по итоговым достижениям и срокам – для учащихся с умственной отсталостью | |
Максимальное количество учащихся | ||||
Глухие |
Не более 2 глухих учащихся в классе. Общая наполняемость класса: – при 1 глухом – до 20; – при 2 глухих – до 15 |
6 | 52 | 5 |
Слабослышащие и позднооглохшие | Не более 2 слабослышащих или позднооглохших учащихся в классе.
Общая наполняемость класса: – при 1 слабослышащем или позднооглохшем – до 25; – при 2 слабослышащих или позднооглохших – до 20 |
I отделение: 8;
II отделение: 6 |
5 | − |
Слепые | Не более 2 слепых учащихся в классе.
Общая наполняемость класса: – при 1 слепом – до 20; – при 2 слепых – до 15 |
9 | 7 | 5 |
Слабовидящие | Не более 2 слабовидящих учащихся в классе.
Общая наполняемость класса: – при 1 слабовидящем – до 25; – при 2 слабовидящих – до 20 |
12 | 9 | − |
С тяжелыми нарушениями речи (ТНР) | Не более 5 учащихся с ТНР в классе.
Общая наполняемость класса – до 25 |
12 | − | − |
С нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) | Не более 2 учащихся с НОДА в классе.
Общая наполняемость класса: – при 1 учащемся с НОДА – до 20; – при 2 – до 15 |
5 | 5 | 5 |
С задержкой психического развития (ЗПР) | Не более 4 учащихся с ЗПР в классе.
Общая наполняемость класса – до 25 |
12 | − | − |
С расстройствами аутистического спектра (РАС) | Не более 2 учащихся с РАС в классе.
Общая наполняемость класса: – при 1 учащемся с РАС – до 20; – при 2 учащихся с РАС – до 15 |
Не более 2 учащихся с РАС в классе.
Общая наполняемость класса – до 12 |
Не более 1 учащегося с РАС в классе.
Общая наполняемость класса – до 9 |
Не более 1 учащегося с РАС в классе.
Общая наполняемость класса – до 5. Если в классе есть ученики с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта), то учащихся с РАС должно быть не более 2 |
С умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) | − | − | 12 | 5 |
Частное профессиональное образовательное учреждение «Сибирская региональная школа (колледж) Анны Муратовой» принимает заявление на обучение всех желающих по 18 специальностям среднего профессионального образования:
- Операционная деятельность в логистике
- Право и судебное администрирование
- Реклама
- Издательское дело
- Сервис домашнего и коммунального хозяйства
- Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
- Страховое дело (по отраслям)
- Коммерция по отраслям
- Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров
- Банковское дело
- Организация обслуживания в общественном питании
- Парикмахерское искусство
- Туризм
- Гостиничное дело
- Дошкольное образование
- Преподавание в начальных классах
- Специальное дошкольное образование
- Наладчик аппаратного и программного обеспечения
Условия для приёма:
Обучаться могут все желающие,имеющие аттестат об основном общем или среднем общем образовании.
Форма обучения: очная,очно-заочная и заочная с применением электронного обучения и дистанционных технологий.
В обучении используются средства дистанционного обучения: электронные учебно-методические комплексы, включающие электронные учебники, учебные пособия, учебные видео-, аудиозаписи.
Прием граждан в ЧПОУ «СРШ (КОЛЛЕДЖ) АННЫ МУРАТОВОЙ» осуществляется после подачи заявления и заключения договора на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования.
Для зачисления необходимо предоставить следующие документы:
-Паспорт (первая страница и прописка)
-Документ об образовании
-Фото 3×4
— Медицинская справка (для специальностей, соответствующих перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации от 14.08.2013 №697)
Почему мы?
© Материал из Справочной системы «Образование»
https://vip.1obraz.ru