г. Омск, ул. Фрунзе 72/1
+7 (913) 143-11-96
+7 (983) 524-4924
+7 (923) 692-7576

Как сформировать навык смыслового чтения?

Смысловое чтение – это тот навык, который должен быть сформирован у каждого выпускника начальной школы и без которого невозможно дальнейшее обучение.

Как помочь ребенку не только механически складывать буквы в слоги, а слоги в слова, но и понимать смысл прочитанного, различать типы текстов, выделять основную мысль и т.д.

Ответ прост: необходимо работать над технической составляющей чтения, которая по отношению к смысловой является обслуживающей.

Существуют различные приемы формирования навыка смыслового чтения.

Как одни из самых эффективных зарекомендовали себя следующие простые приемы:

чтение столбиков слов
игры со словами 
поиск ключевых слов

ЧТЕНИЕ СТОЛБИКОВ СЛОВ

Перед выполнением любого упражнения, направленного на отработку техники чтения, подробно поясняйте цель задания, тем самым параллельно развивая навык смыслового чтения.

Например, «Читаем столбик слов, чтобы узнать новое», «Прочитайте столбик слов, постройте с одним из них словосочетание».

Читать столбцы можно по-разному. Главное, дайте четкую инструкцию: читаем вслух, как роботы (т.е. так, как пишем — орфография), читаем слова так, как слышим (орфоэпия), читаем по цепочке, читаем в парах друг другу, отмечая при этом новые слова и т.д.

Таким образом, ученики не только развивают техническую составляющую чтения, (увеличивается скорость чтения, исчезает боязнь новых слов), но и быстрее усваивают смысл прочитанного.

ИГРЫ СО СЛОВАМИ

Для первоклассника игра продолжает оставаться одним из основных видов деятельности, который можно довольно эффективно использовать в формировании навыка смыслового чтения. Дети любят играть: им интересен и знаком, а значит психологически комфортен этот процесс.

Важно правильно поставить цель, и ребенок «играючи» выполнить то или иное обучающее упражнение

Игра «Кто самый внимательный»

Детям в заранее подготовленном тексте нужно найти те или иные пары слов, на которые учитель дает установку:

  • Найдите слова, написание которых отличаются одной-двумя буквами (друг-враг, вечер-ветер)
  • Найдите слова, с парными твердыми и мягкими согласными: (полка-полька) и т.д.

ПОИСК КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ

в тексте поможет лучше понять смысл прочитанного и научит пересказывать текст.

Кроме вышеописанных приемов целесообразно учить детей выстраивать «ДИАЛОГ с текстом», т.е. учить активно работать со словами: найти незнакомые слова или фразеологизмы, найти в словаре их толкование. Можно прервать чтение рассказа на самом интересном месте и попросить учеников пофантазировать, что же будет дальше.

Очень полезно развивать читательское воображение с помощью вопросов «Как ты представляешь…?», нужно обращать внимание на приемы звукописи, с помощью которых автор помогает нам услышать описываемые события и т.д,

Таким образом, задача взрослых не только научить читать детей и усваивать смысл прочитанного, но и уметь анализировать текст, выстраивать с ним диалог.