г. Омск, ул. Фрунзе 72/1
+7 (913) 143-11-96
+7 (983) 524-4924
+7 (923) 692-7576

Когда и как диагностировать развитие детей дошкольного возраста

Сроки, когда проводить диагностику, каждая дошкольная образовательная организация определяет самостоятельно. В предлагаемых ниже диагностических картах педагоги отмечают показатели развития ребенка в начале (в середине) и конце учебного года.

Систему обозначений педагог выбирает сам. Она может быть процентной: воспитатель указывает, на сколько процентов ребенок близок к достижению нормативного показателя. Или символической, например, символ «х» означает низкий уровень достижения ребенком нормативного показателя, символ «?» – неполное достижение, символ «√» – ребенок достиг запланированного показателя. Также можно использовать цветовую систему обозначений, где красный кружок (или галочка) – низкий уровень развития, желтый – достаточный, синий – оптимальный, зеленый – высокий. Можно оставить и три основных цвета.

Необязательно проводить диагностику как отдельное мероприятие по плану. Воспитатель может оценивать детей по отдельным показателям в процессе специально организованной образовательной деятельности: во время занятий, игр, бесед и реализации образовательных проектов, а также в процессе наблюдения за самостоятельной продуктивной и музыкальной деятельностью дошкольников.

При проведении диагностики художественно-эстетического и физического развития детей необходимо обеспечить активное сотрудничество педагогов, которые участвуют в реализации данных направлений развития детей – инструктора по физической культуре (инструктора по плаванию), музыкального руководителя, педагога по изобразительному искусству. В ходе диагностики педагоги взаимодействуют аналогично тому, как они совместно работают над реализацией образовательной программы. При этом важно определить зону ответственности каждого педагога: диагностические мероприятия можно осуществлять совместно, а можно распределить работу. И том, и в другом случае педагоги должны обсуждать результаты диагностики и определять программу совместной работы в данном направлении развития ребенка (например, разрабатывать индивидуальный маршрут развития ребенка в том случае, если он показал низкие результаты развития).

Диагностика художественно-эстетического развития проводится в основном с использованием метода педагогических наблюдений. При диагностике физического развития педагоги могут применять тесты и замеры, адаптированные для возрастных показателей развития детей 7 лет.

В таблице соответственно представлены диагностические карты по художественно-эстетическому (художественное творчество и музыкальное развитие) и физическому развитию.

Как планировать работу с детьми по итогам диагностики

В начале года у многих детей могут быть низкие показатели: они только начинают осваивать содержание образовательной программы. Чтобы спланировать работу с детьми, лучше использовать данные диагностики прошлого года. Педагог увидит, как развивался ребенок на предыдущем возрастном этапе. На основании этой информации он определит мероприятия, которые помогут устранить имевшиеся проблемы и обеспечить нормальное развитие ребенка в данной возрастной группе, то есть на новом этапе.

Для детей, которые показали низкий уровень развития по результатам итоговой диагностики предыдущего возрастного периода или в промежуточной (декабрьской, январской) диагностике текущего года, воспитатель разрабатывает индивидуальные маршруты (траектории) развития и рекомендует для каждого ребенка конкретные задания, игры, упражнения в детском саду и дома, а также организует педагогическое сопровождение родителей.

Например, диагностика выявила у ребенка низкий уровень по показателям развития художественного творчества и продуктивной деятельности. Воспитатель должен пробудить у него интерес к данной деятельности. Для этого следует проводить с ребенком индивидуальные беседы, обращать его внимание на характерные признаки окружающих предметов, предлагать их описать, а потом изобразить.

Также важно включать ребенка в коллективную работу по созданию декоративных композиций, рисунков. На начальном этапе следует давать ребенку несложные задания, например, затонировать лист бумаги или приклеить большую декоративную деталь. Так ребенок будет постепенно овладевать разными приемами изобразительной деятельности, начиная с простых. При этом важно хвалить дошкольника за любые успехи.

Если диагностика выявила по показателям у ребенка низкий уровень физического развития, то педагогу следует уделить особое внимание двигательному режиму в группе, подвижным играм, физкультурным упражнениям на прогулке. Важно включать этого ребенка в спортивные игры, развлечения, праздники и соревнования. Особое внимание педагог должен обратить на предметно-пространственную среду в группе, в частности на содержание физкультурного уголка.

 

Скачать диагностические карты бесплатно (средняя группа)

Скачать диагностические карты бесплатно (старшая группа)

Скачать диагностические карты бесплатно (подготовительная группа)

© Материал из Справочной системы «Образование»
vip.1obraz.ru