г. Омск, ул. Фрунзе 72/1
+7 (913) 143-11-96
+7 (983) 524-4924
+7 (923) 692-7576

Можно ли ходить к учителю в гости и общаться на «ты»? Отвечают учителя, ученики, родители, юрист и психолог

Мнения учителей: лучше не лайкать учеников в соцсетях

Зинаида, учитель китайского языка:

Как обращаться к ученику — решать учителю. Это во многом зависит от его педагогических ценностей и мировоззрения. Я к подросткам обращаюсь на «вы», не вкладываю в это какого-то нравоучительного смысла. Просто мне так комфортнее. К тому же «вы» сохраняет субординацию, которая должна присутствовать в отношениях «учитель — ученик», несмотря на всю их сегодняшнюю либерализацию.

Но иногда для учеников обращение на «ты» может быть более комфортным. Однажды я обратилась к одиннадцатикласснице на «вы», на что она сказала: «Говорите мне „ты“, „вы“ меня оскорбляет».

В моей практике я ни разу не слышала, чтобы ученик обращался к учителю на «ты». Даже самые отъявленные хулиганы «выкают». Наверное, я бы удивилась, услышав в свой адрес «ты» от семиклассника. Но попыталась бы понять, почему он так говорит, понаблюдала бы. Всегда нужно понимать, что стоит за этим «ты». Пару раз я слышала, как между собой ученики называют меня просто по имени. Я не против.

Что касается дружбы в социальных сетях, то нужно понимать, что мы подразумеваем под этим «френдингом».

Я принципиально не лайкаю своих учеников. Мне кажется, что подросток может придать лайку слишком большое значение

Школьник может подумать, что если я его не лайкнула, то он мне не нравится. Хотя лайки мы часто ставим просто на автомате. Если дети лайкают меня, я не против.

Есть ли грань при общении в интернете? Для меня есть. Учитель в каком-то смысле публичная фигура, и его профессиональный статус накладывает некоторые ограничения. Профиль в соцсетях не живет отдельной жизнью: это наше продолжение. Поэтому говорить о том, что в школе я такая, а в жизни другая, на мой взгляд, немного странно. Ситуация, когда диетолог рассказывает о вреде переедания, а сам выкладывает фото, где намазывает майонез на десятый бутерброд, вызовет вопросы. То же самое с учителями. И дело не в том, что «учитель имеет право на личную жизнь», а в последовательности его действий. Осторожная публичность — не урезание права на личную жизнь, а скорее специфика профессии.

Станислав, учитель информатики и программирования:

Если в школе нет установленных правил, нужно интуитивно понять, что удобно для конкретных детей. Можно начать с вежливого обращения «вы», а потом перейти на «ты» — это достаточно просто. В то время как переход с «ты» на «вы» обычно получается довольно неловким, это как вдруг сказать:

«Побольше уважения, сударь, мы тут все-таки в системе народного просвещения»

Ходить друг к другу в гости — это очень странно. Если, конечно, учителя и родителей ученика не связывают дружеские отношения. В остальном — сомнительно. Со времен СССР, когда это считалось нормальным, многое изменилось.

Учитель — это все-таки работа, а не призвание. И родители хотят, чтобы услуги оказывались качественно. А услуга — это образовательный процесс (образование, подготовка к экзаменам, на сдачу возьмите немного воспитания). Личного должно быть минимум.

Мнения родителей: «вы» помогает учителю установить правильную дистанцию

Мария, мама шестиклассницы:

В России обращение к детям на «ты» — норма не только со стороны учителей, но и вообще всех взрослых. Я отношусь к этому спокойно. Когда сама обращаюсь к незнакомым детям на «вы», то скорее чувствую себя неловко, потому что у нас в культуре так не принято. Хотя, на мой взгляд, это задает совсем другой тон общения — можно сравнить, как звучат учителя Хогвартса в переводе Спивак (там они «тыкают») и в кино (обращаются к детям на «вы»).

Когда говоришь ребенку «вы», он чувствует: ого, со мной обращаются как со взрослым, — и старается вести себя соответственно

Так что в этом смысле «вы» — более выигрышное для учителей обращение. Но, конечно, одной только формы обращения — без уважения к ребенку как к полноправному существу со стороны всей системы — недостаточно, форма — это просто внешний маркер отношения к другим людям.

Лада, мама восьмиклассника:

Мне кажется, что общение учителей и учеников не стоит унифицировать. Например, я знаю, что есть совершенно замечательная школа, где дети на «ты» с молодыми стажерами, которые ведут семинары по предметам. И все относятся к этому спокойно. Но я знаю, что мой сын был счастлив и горд, когда к нему обращались на «вы» учителя в пятом классе: это было уважительно и серьезно. Кажется, тут нет места общим правилам.

Когда я сама была школьницей, то ходила в гости к учителям домой. И относилась к этому абсолютно нормально. Учителя-предметники приглашали к себе домой любимых учеников, чтобы обсудить какие-то дополнительные вопросы. Это было очень здорово. Тебя признали, ты не просто ученик, а интересная личность, равноправный. К своей учительнице литературы я, например, и через 25 лет после школы, и через 30 ходила в гости.

Но уточню: это всегда были женщины. То есть чтобы меня на чай позвал мужчина — это было невозможно. Но и учителей-мужчин тогда было меньше.

Мнения школьников: поход в гости к педагогу — странная идея

Настя, 17 лет:

Раньше я училась в школах, где все учителя обращались на «ты». Я не знала, что можно по-другому, поэтому относилась к этому нормально. Сейчас я учусь в другом месте, и очень многие учителя обращаются к нам на «вы». Для меня это очень интересно: чувствуется взаимоуважение, как будто мы коллеги, которые делятся опытом друг с другом. Конечно, теперь мне больше нравится общаться так, но если кто-то обращается ко мне на «ты», я не против.

Что касается обращений на «ты» к учителям, я бы не хотела так общаться

Педагог может быть хорошим другом, наставником, но все-таки между вами должна быть грань, и это «ты» ее рушит. Мне кажется, что даже если учителю 21 год, то не стоит к нему так обращаться, просто в знак уважения.

В современном мире мы стали меньше доверять друг другу, никогда нельзя быть полностью уверенной в учителе. Поэтому поход в гости к педагогу — странная идея. Тем более что учителя часто живут далеко от школ, и это делает такой визит ещё более странным и невозможным.

Естественно, для меня недопустимо хамство, язвительность и повышение голоса со стороны учителя

Как бы некоторым учителям ни нравилось ухмыляться со лживым осознанием того, что они якобы лучше, умнее, мудрее и все в этом духе, для учеников такое обращение с «подчиненными» ставит точку на уважении к преподавателю.

Мнение юриста: законодательство не содержит прямого запрета на внеклассное общение учителей с учениками
Максим Крупский, адвокат:
Действующее российское законодательство не содержит прямого запрета на внеклассное общение учителей с учениками, например в таких формах, как поход в гости или общение в социальных сетях. Закон также не содержит никаких четких требований относительно обращения к ученику на «ты» или на «вы». Вместе с тем, например, пункт 2 части 1 статьи 48 ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» возлагает на педагогических работников обязанность соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики, а пункт 3 той же части требует уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

Понятие этических норм для педагогических работников отчасти раскрывается в Письме Минпросвещения России, Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 20.08.2019 N ИП-941/06/484 «О примерном положении о нормах профессиональной этики педагогических работников». Так, например, пункт 3 примерного положения, в частности, гласит:

«Педагогические работники, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;
исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
избегать ситуаций, способных нанести вред чести, достоинству и деловой репутации педагогического работника и (или) организации, осуществляющей образовательную деятельность».
Получается, несмотря на отсутствие в законе прямого запрета на указанные выше внеклассные формы общения с учеником, учитель должен иметь в виду, что такое общение при желании довольно легко можно подвести под определение «действий, связанных с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей». А также под нарушение запрета «избегать ситуаций, способных нанести вред чести, достоинству и деловой репутации педагогического работника и (или) организации, осуществляющей образовательную деятельность», что, в свою очередь, может повлечь за собой правовую ответственность.

Мнение психолога: не стоит забывать, что учитель всегда остается публичной персоной
Татьяна Панина, психолог:

Некоторые считают, что взаимодействие «учитель — ученик» должно ограничиваться строго школьными рамками. Ведь для всего остального у ребенка есть родители, друзья, родственники. А кто-то видит в преподавателе наставника для молодого человека, призванного помочь разобраться в себе и в других.

Источник: mel.fm