г. Омск, ул. Фрунзе 1, корпус 3
+7 (983) 524-4924
+7 (923) 037-94-76
+7 (3812) 21-00-64

Новый порядок работы школ: классы станут меньше или штрафы больше?

Осенью 2019 года было принято решение реформировать контрольно-надзорную деятельность в образовании. В рамках этой регуляторной гильотины разработан ряд документов. Проект одного из них опубликован на портале нормативных правовых актов. Что может ждать школы, когда он будет принят?

Документ, о котором идет речь, — это приказ Министерства просвещения «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». Согласно этому акту действие прежнего приказа от 30 августа 2013 года и все последующие внесенные в него изменения утрачивают силу.

Что вообще представляет собой этот документ? Это, собственно, требования, которые предъявляются к работе школ. Именно он регулирует формы обучения, содержание образования, требования к образовательным программам и технологиям, продолжительности учебного года, наполняемости классов, объему домашнего задания и мн. др.

Чем новая версия приказа отличается от прежней? По большому счету, ничем, кроме нескольких пунктов. Вот на одном из них остановлюсь подробнее. Это пункт 18, касающийся наполняемости классов.

В приказе 2013 года было сказано: «Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек». В новом проекте этот пункт изменен и звучит следующим образом: » Количество обучающихся в классе (группе) определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН…»

Кроме того, в прежнем документе был еще пункт 18.1, который гласил: «При наличии необходимых условий… возможно деление классов на группы при проведении учебных занятий, курсов, дисциплин (модулей)…» В нынешней версии этот пункт исключен вовсе.

Что бы это могло значить? Обратимся к СанПину. В документе сказано, что наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек. Однако при этом даны нормативы квадратных метров в кабинете, необходимых для одного ученика: не менее 2,5 кв. м на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий и не менее 3,5 кв. м на 1 обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий. Причем площадь берется без учета места, необходимого для расстановки дополнительной мебели, а расстояние от первой парты до доски не должно быть менее 240 см.

А теперь сопоставим два документа: Приказ о порядке организации работы школ и СанПин. Последний допускает количество детей в классе 25, но при этом, по расчетам, школьный кабинет должен быть не менее 62 с половиной квадратных метров, а с учетом шкафов, тумб и стеллажей еще больше. Много ли в наших школах классов с такой площадью? И если Приказ 2013 года хоть как-то ограждал директоров школ от штрафов Роспотребнадзора, то с приятием нового проекта этой защиты не будет.

Выполнить требования СанПина в школах с большой наполняемостью, когда в классах учатся по 25 — 40 человек, будет невозможно, значит, придется раскошеливаться.

Однако, может быть, это обернется совсем другим? Может быть, будет уменьшено количество учащихся в классах? Если площадь кабинетов не будет соответствовать требованиям, тогда, возможно, и укомплектованность классов изменится в сторону уменьшения. Вспомним о пункте 18.1, которого в новом приказе нет. Если количество учеников в классах станет меньше, то и на группы делить не будет необходимости.

В пользу этой версии говорят и рекомендации по работе школ, разработанные Роспотребнадзором в связи с пандемией. Одно из положений рекомендаций — по возможности сократить количество учеников в классе.

Если так, то возникнет новая проблема. Сократив численность учеников в классе, школы будут вынуждены увеличить количество самих классов, а следовательно, и учебных часов. А откуда для этого взять новых учителей и деньги?

В общем, администрациям школ не позавидуешь. Как они будут выбираться из этой ситуации, пока не ясно. Остается только надеяться на то, что принимаемый закон — это лишь видимость деятельности по реформированию контрольно-надзорной системы и с его принятием ничего особо не изменится.