Проектирование предметно-пространственной среды в детских садах
Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) – это часть образовательной среды (пункт 3.6.3 ФГОС ДО). РППС включает:
1. Пространство, которое специально организовано (помещения, участки и т. п.).
2. Материалы, оборудование и инвентарь, учитывающие особенности возрастных групп,
3. Образовательные ресурсы, которые можно обновлять, в том числе расходные материалы, спортивное, оздоровительное оборудование.
Организовать РППС – значит создать благоприятные условия для развития дошкольников. Условия должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности и склонности детей, развивать способности и творческий потенциал каждого ребенка. Дошкольник должен выступать субъектом в процессе игры и другой деятельности.
Организация РППС: возможные проблемы
Детский сад имеет множество средств и компонентов для предметно-пространственной среды. Однако могут возникать и другие проблемы:
- РППС описывают в организационном разделе ООП ДО наряду с календарным графиком и режимом дня;
- воспитателю и педагогу сложно определить средства, необходимые конкретному детскому саду;
- детский сад сталкивается с высокой ценой этих компонентов или навязыванием комплекса услуг со стороны производителей.
Если финансирования достаточно, например, для закупки целого комплекса средств, то заведующему нужно решить:
- использовать более совершенное и дорогостоящее оборудование и увеличить капитальные издержки;
- приобрести менее дорогое оборудование и увеличить текущие издержки;
- выбрать только недостающее оборудование, средства, материалы.
Чтобы обосновать свой выбор, дошкольной организации нужно определить основную образовательную программу, затем провести инвентаризацию групп.
Соблюдение принципа эмоциональной насыщенности
Только необходимое количество оборудования позволяет:
- формировать пространство детского сада и групповых комнат гармонично;
- обеспечивать экологичность обстановки;
- создавать оптимальную эмоциональную нагрузку на ребенка.
Окружающая среда вызывает эмоциональный отклик у ребенка, что отражается в его деятельности. Принцип эмоциональной насыщенности подразумевает психологически оправданное и педагогически целесообразное воздействие среды на эмоции.
Особенность дошкольников – это психоэмоциональная неустойчивость. Всегда есть риск перенапряжения воспитанников. Поэтому важно соблюдать принцип эмоциональной насыщенности среды в сочетании с принципом «психоэмоциональной экологичности».
Чтобы обеспечить психоэмоциональную экологичность:
- чередуйте пассивные и активные формы деятельности;
- используйте умеренно стимулы на разные органы чувств;
- чередуйте состояния деятельности и созерцания.
Часто детские сады, у которых есть хорошая финансовая база, нарушают эти два принципа. Они закупают большое количество современных средств и оборудования, которые функционально не связанны между собой.
Или, наоборот, игрушка несет в себе множество функций: «телефон-паровоз», «паровоз-телефон-собачка». Или игрушка не сообщает важные основы повседневной жизни: одноцветные типовые кубики и фигуры.
Такой подход позволяет обеспечить каждого ребенка достаточным количеством оборудования, но не учитывает развивающую его сторону. Более интересными и менее дорогостоящими будут:
- наборы из природного материала (ракушки, шишки, глина, песок, дерево, желуди, семена и др.);
- дополнительные детали и аксессуары (посуда, техника, одежда для кукол и др.).
Что необходимо использовать из ИКТ
Дошкольное образование сохраняет тенденцию к интеграции информационно-коммуникационных технологий в традиционную развивающую предметно-пространственную среду.
ИКТ используют с дошкольного возраста под влиянием «феномена быстрого взросления детей». Новое поколение детей с рождения попадает в мир видеоигр и компьютеров с доступом в Интернет. Они быстро осваивают этот мир. Это заставляет производителей создавать более сложные продукты.
На сайте «Мобильный центр развития ребенка от 3-х лет» педагоги могут использовать в своей профессиональной деятельности дистанционные игры, тесты для детей, ознакомиться с дистанционными программами для детей по робототехнике, скорочтению, ментальной арифметике, каллиграфии и шахматам, посмотреть демонстрационные урокипо дошкольному образованию и дополнительному образованию («А ты знаком с Интешей?»), подписаться на бесплатный электронный семейный журнал «ЭлектроникУМ».
В детском саду важно использовать именно развивающую продукцию и только в дозированном виде. Она не должна подменить или вытеснить традиционную деревянную, пластмассовую игрушку, игры на детских и дворовых площадках.
Развивающая ИКТ продукция должна быть:
- лицензируемой;
- ориентированной на систему дошкольного образования;
- включающей игры-эксперименты, творческие игры, аудиовизуальный контент (знания об окружающем мире, о животных, птицах, цветах, счете и др.).
В электронном контенте можно использовать популярные отечественные детские мультфильмы и фильмы, детские программы. Они содержат национальные культурные образы и помогают в воспитании.
Институт новых технологий в образовании предлагает педагогом пройти дистанционное обучение в короткие сроки:
Программы профессиональной переподготовки:
- Музыкальный руководитель в дошкольном образовании в условиях реализации ФГОС ДО;
- Педагог дополнительного образования в условиях ФГОС ОВЗ по направлениям: ментальная арифметика, образовательная робототехника, скорочтение, астрономия и космонавтика, подготовка к школе;
- Педагог дополнительного образования в условиях ФГОС ДОО по направлениям: ментальная арифметика, лего-конструирование и робототехника, шахматы, естественно-научный цикл, астрономия и космонавтика, подготовка к школе ;
- Старший воспитатель дошкольного образования. Управление учебно-воспитательной работой в условиях реализации ФГОС ДО ;
- Методист дошкольного образования. Проектирование и реализация организационно-педагогической деятельности по ФГОС ДО ;
- Физическое воспитание дошкольников в условиях введения ФГОС ;
Программы повышения квалификации:
- Совершенствование компетенций воспитателя в соответствии с требованиями профстандарта и ФГОС ;
- Актуальные вопросы теории и практики внедрения современных педагогических технологий в условиях реализации ФГОС ДОО;
- Актуальные вопросы теории и практики внедрения современных педагогических технологий в условиях реализации ФГОС ;
- Методические аспекты обучения чтению и улучшения техники чтения ФГОС ДОО;
- Основы лего-конструирования и робототехники в ДОУ в соответствии с ФГОС ;
- Организация и руководство учебно-исследовательскими проектами по естественно-научному направлению в рамках реализации ФГОС ДОО ;
- Методические аспекты реализации курса «Астрономия и космонавтика» во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ДОО ;
- Методические аспекты реализации курса «Подготовка к школе» во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ДОО ;
- Методические аспекты реализации курса «Ментальная арифметика» во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ДОО ;
- Гендерное воспитание дошкольников в условиях ФГОС ;
- Предшкольная подготовка в условиях реализации ФГОС ;
- Организация здоровьесберегающего образовательного пространства ДОУ в условиях внедрения ФГОС ДО ;
- Педагогическая диагностика детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования ;
- Психолого-педагогические аспекты профессиональной компетентности младшего воспитателя в условиях внедрения ФГОС ;
- Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста с учетом ФГОС ;
- Формирование предпосылок универсальных учебных действий (УУД) у дошкольников в рамках введения ФГОС ДО ;
Ознакомиться с полным списком программ можно на сайте Института новых технологий в образовании.
Не пропустите акцию для воспитателей и сотрудников ДОО! Только до 1 июня при подаче заявки на программы профессиональной переподготовки для воспитателей и сотрудников дошкольных образовательных организаций курс повышения квалификации на выбор В ПОДАРОК!
Для руководителей образовательных организаций действует специальное предложение – «Пакетное обучение сотрудников».
- Пакет «Профессиональный» – это 10 программ профессиональной переподготовки и 5 программ повышения квалификации на ваш выбор.
- Пакет «Профстандарт» – это 5 программ профессиональной переподготовки и 10 программ повышения квалификации на ваш выбор.
- «Бизнес-пакет» – это 2 программы профессиональной переподготовки и 20 программ повышения квалификации на ваш выбор.
На нашем сайте вы можете самостоятельно выбрать любые программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации и включить их в выбранный вами пакет.
Экспресс-обучение (от 3 до 10 дней):
Экспресс-обучение по программам повышения квалификации, в рамках обучения предоставляются также скидки для коллективных заявок от одной организации до 30%
Коллективные заявки от одной организации:
Предоставляются скидки на коллективное обучение до 30% на стоимость обучения по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации:
- 10 человек – скидка 10% каждому обучающемуся;
- 20 человек – скидка 20% каждому обучающемуся;
- 30 человек и более – скидка 30%.
На сайте Института новых технологий в образовании ответьте на 3 вопроса и получите подарочный сертификат на обучение номиналом 500 руб.!
Источник: Pedsovet