г. Омск, ул. Фрунзе 72/1
+7 (913) 143-11-96
+7 (983) 524-4924
+7 (923) 692-7576

Семь вопросов, ответы на которые помогут оценить готовность внеурочной деятельности!

Перед вами семь вопросов, ответы на которые помогут оценить готовность внеурочной деятельности к новому учебному году. В зависимости от ответов ваших замов вы сможете дать им поручения, чтобы успеть устранить недочеты до сентября.

Вопрос 1. Есть ли в Положении об ООП раздел о внеурочной деятельности?

Внеурочная деятельность – обязательная часть основной образовательной программы (п. 16 ФГОС НОО, п. 13 ФГОС ООО, п. 13 ФГОС СОО). Поэтому в локальном акте об ООП должен быть раздел об организации внеурочной деятельности. В этом разделе нужно описать, как в вашей школе разрабатывают и утверждают план и программы внеурочной деятельности. Еще в Положении нужно описать, как оформлять и реализовывать эти образовательные программы.

Пример. Как сформулировать требования к рабочим программам

Рабочие программы учебных предметов должны содержать:

– результаты освоения курса внеурочной деятельности;

– содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;

– тематическое планирование.

«Нет» – ответил заместитель, что делать

Если в школе нет Положения об ООП, поручите заместителю подготовить его текст. Положение нужно утвердить приказом. Смотрите образец приказа об утверждении локальных актов в конце статьи.

Если Положение об ООП в школе есть, но в нем нет раздела о внеурочной деятельности, поручите заместителю доработать документ. Изменения в локальный акт вносите в том же порядке, в котором принимали его. Образец положения ваш заместитель может взять в конце этой статьи.

Вопрос 2. Утвержден ли план внеурочной деятельности?

План внеурочной деятельности – это подраздел организационного раздела ООП наравне с учебным планом на уровень образования и календарным учебным графиком (п. 16 ФГОС НОО, п. 14 ФГОС ООО, п. 14 ФГОС СОО). План внеурочной деятельности на каждый уровень образования нужно утверждать ежегодно. На основе планов формируются пакет образовательных программ внеурочной деятельности и педагогическая нагрузка.

«Нет» – ответил заместитель, что делать

Поручите заместителям разработать планы внеурочной деятельности на каждый уровень образования. Когда будете утверждать планы, убедитесь, что они составлены как отдельные документы и включены в организационный раздел ООП соответствующего уровня. Также проверьте, не включена ли внеурочная деятельность в учебный план, иначе рискуете нарушить требования ФГОС.

Сибирская региональная школа (колледж) Анны Муратовой предлагает педагогам электронные курсы (видеоуроки) по разным направлениям внеурочной деятельности: робототехника, шахматы, скорочтение, мегаскорочтение, каллиграфия, ментальная арифметика, уроки русской словесности, уроки патриотизма.

Вопрос 3. Готовы ли образовательные программы внеурочной деятельности?

Ежегодно школа утверждает план внеурочной деятельности. Учителя должны разработать и предоставить программы по всем курсам, которые включены в план. Программы внеурочной деятельности обязательно проверят на государственной аккредитации эксперты. Требования к программам сформулируйте с учетом ФГОС (п. 19.5 ФГОС НОО, п. 18.2.2 ФГОС ООО, п. 18.2.2 ФГОС СОО). Также требования к рабочим программам должны быть зафиксированы в Положении об ООП.

«Нет» – ответил заместитель, что делать

Поручите заместителю по УВР проконтролировать, как педагоги разрабатывают программы внеурочной деятельности. Программы внеурочной деятельности, которые разработали педагоги, включите в ООП. Отдельно утверждать их не нужно. Когда утвердите ООП, поручите техническому специалисту разместить копии программ внеурочной деятельности с аннотациями на сайте школы.

Вопрос 4. Ведут ли педагоги журналы учета внеурочной деятельности?

Педагоги обязаны выполнить программы внеурочной деятельности в полном объеме. Выполнение программ педагоги отражают в журнале в бумажном или электронном виде. Оценивают выполнение программ педагоги с помощью фонда оценочных средств.

В журналах учета внеурочной деятельности должны фиксировать контингент, который осваивает программы внеурочной деятельности. Он должен быть равен контингенту, который осваивает ООП уровня образования. Это значит, что в журнал учета внеурочной деятельности нужно включить и тех школьников, которые занимаются внеурочной деятельностью в других образовательных организациях.

«Нет» – ответил заместитель, что делать

Единая форма журнала учета внеурочной деятельности не утверждена. Поэтому вы можете либо закупить печатные журналы, либо разработать в школе собственную форму и работать с ней. Контроль за ведением журналов возложите на заместителя по УВР.

Вопрос 5. Есть ли расписание внеурочной деятельности?

Чтобы реализовать программы внеурочной деятельности, нужно сформировать отдельное расписание или включить часы внеурочной деятельности в основное расписание. Отдельное расписание надо составлять для классов, которые не перешли на ФГОС.

«Нет» – ответил заместитель, что делать

Поручите заместителю разработать проект расписания. Окончательный вариант расписания нужно утвердить до начала учебного года.

Педагоги, школьники и родители могут использовать электронные уроки школы (колледжа) Анны Муратовой по всем школьным предметам с 1 по 11 класс, которые соответствуют ФГОС, а также уроками по иностранным языкам.

Вопрос 6. Зачтут ли ученикам внеурочную деятельность вне школы?

Ученики вашей школы могут посещать занятия в других организациях, в том числе в организациях допобразования (п. 7 ч. 1 ст. 34 Закона № 273-ФЗ). А результаты, которые предоставит ученик, в школе обязаны засчитывать в качестве результатов внеурочной деятельности.

«Нет» – ответил заместитель, что делать

Поручите заместителю подготовить текст локального акта о порядке зачета результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин, дополнительных образовательных программ. Смотрите образец порядка и приказ, которым его нужно утвердить в конце статьи.

Вопрос 7. Проводят ли внеурочную детальность в неформальных формах?

Занятия внеурочной деятельностью нельзя проводить в академической классно-урочной системе. Это нарушает требования ФГОС и требования к максимальному общему объему недельной образовательной нагрузки школьников (СанПиН 2.4.2.2821–10).

Минобрнауки рекомендовало использовать для реализации внеурочной деятельности формы, которые носят творческий и исследовательский характер (письмо Минобрнауки от 18.08.2017 № 09–1672). Но окончательно формы, в которых организуют внеурочную деятельность, школа определяет самостоятельно. Это могут быть творческая мастерская, дискуссионный клуб, экскурсия, поход, практика, деловая игра.

«Нет» – ответил заместитель, что делать

Поручите педагогам выбрать, в какой форме им интересно и удобно проводить занятия в рамках внеурочной деятельности. Предупредите, что они должны отличаться от классно-урочной системы. Заместителя по УВР попросите проконтролировать выбор педагогов.

Образец приказа «Об утверждении порядка зачета результатов обучающихся в других образовательных организациях»

Образец приказа «Об утверждении локальных актов»

Институт новых технологий в образовании приглашает всех желающих на дистанционное обучение по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

© Материал из Справочной системы «Образование»