г. Омск, ул. Фрунзе 1, корпус 3
+7 (983) 524-49-24
+7 (923) 037-94-76
+7 (3812) 21-00-64

Вопрос-ответ

Какая документация должна быть у школьного учителя-логопеда

Школа сама определяет, какие документы необходимо вести работникам. Обязанности учителя-логопеда закрепите в должностной инструкции и трудовом договоре. Ориентируйтесь на набор документов, который предлагает Минобразования в письме от 14.12.2000 № 2. Логопед в своей деятельности, помимо документации, которую рекомендовало Минобразования, может вести: журнал обследования учащихся; список учащихся, зачисленных на занятия; расписание логопедических занятий, подписанное руководителем организации; график работы логопеда, подписанный руководителем организации; журнал учета нуждающихся в логопедической помощи; годовой план работы логопедической службы на учебный год.

[свернуть]
Может ли учитель отказаться от повышения квалификации?

Нет, если обязанность педагога получать дополнительное профессиональное образование закреплена в трудовом договоре и должностной инструкции. К тому же по закону он обязан систематически повышать свой профессиональный уровень (п. 7 ч. 1 ст. 48 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Отказ посещать курсы будет считаться нарушением трудовой дисциплины. За это педагога можно привлечь к дисциплинарной ответственности (ст. 192, 193 ТК).

[свернуть]

Можно ли предметы «родной язык» и «родная литература» ввести за счет части, формируемой участниками образовательных отношений?

Нет, нельзя. Предметы по родному языку должны входить в обязательную часть учебного плана. ФГОС устанавливают, что на формируемую часть должно быть отведено не менее 20 процентов от общего объема ООП на уровне НОО, 30 процентов – на уровне ООО и 40 процентов – на уровне СОО. Если школа «заберет» часы формируемой части на то, чтобы ввести часы по новым предметам в обязательную часть, это соотношение будет нарушено.

[свернуть]

Может ли школа сменить один УМК на другой в середине реализации программы?

Да, может. Образовательная организация самостоятельно определяет и утверждает список учебников из числа тех, которые входят в федеральный перечень (ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Педагогические работники вправе выбирать учебники, учебные пособия, материалы и иные средства обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании (п. 4 ч. 3 ст. 47 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

[свернуть]

Обязательно ли в учебном плане должно быть 3 часа физической культуры?

Нет, это не обязательно. Пункт 10.20 СанПиН школы рекомендует, но не обязывает проводить не менее 3 часов занятий физической культурой, причем не только в урочное, но и во внеурочное время.

[свернуть]

В каком порядке осуществляется переход на семейную форму обучения?

В случае выбора родителями (законными представителями) ребенка семейной формы образования один из родителей (законных представителей) должен направить в муниципальный орган управления образованием по месту проживания ребенка уведомление и подать в общеобразовательную школу, в которой обучается ребенок, заявление об отчислении в связи с выбором альтернативной формы получения образования. Форма данного уведомления и список документов к нему определяются муниципальным органом управления образованием, поскольку именно это ведомство ведет учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на подведомственной территории и, в том числе, курирует детей, получающих общее образование в форме семейного образования.

[свернуть]

Какие гарантии предусмотрены федеральным законодательством для детей, получающих образование в семье?

Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлены государственные гарантии реализации права на получение общего образования в форме семейного образования: 1) право бесплатно проходить промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе; 2) право бесплатно пользоваться при прохождении аттестации академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе, в том числе правом на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой образовательной организации и иные права; 3) право сочетать получение общего образования в форме семейного образования и в образовательной организации; 4) право на любом этапе продолжить получение образования в образовательной организации.

[свернуть]

Каким требованиям должна соответствовать образовательная организация для проведения промежуточной аттестации детей, получающих общее образование в семье?

Образовательная организация должна иметь действующие лицензию на осуществление образовательной деятельности и свидетельство о государственной аккредитации образовательной деятельности по реализации образовательной программы соответствующего уровня общего образования (в приложениях к лицензии и свидетельству должен быть указан уровень общего образования: начальное общее, основное общее или среднее общее).

[свернуть]

Обязательно ли ученикам, находящимся на семейном обучении, сдавать ВПР и в каких классах?

Ученики, находящиеся на семейном обучении, не обязаны выполнять Всероссийские проверочные работы (ВПР). ВПР – это итоговые контрольные работы, проводимые по отдельным учебным предметам для оценки уровня подготовки школьников с учетом требования Федеральных государственных образовательных стандартов. ВПР не являются аналогом государственной итоговой аттестации, проводятся на региональном или школьном уровне. Обучающийся на семейном обучении при прохождении промежуточной или итоговой аттестации признается экстерном (в соответствии с Федеральным законом «Об образовании» от 29.12.12 года № 273-ФЗ (ст. 33), экстерн – лицо, зачисленное в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации). Пока экстерны самостоятельно осваивают материал учебной программ дома, учащимися школы они не являются, поэтому обязанность пройти ВПР на них не распространяется.

[свернуть]

Может ли ученик школы Казахстана параллельно получать образование в российской школе?

Для ответа на этот опрос обратимся к Федеральному законодательству Российской Федерации. Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, части 1 и 2 ст. 78 гласит, что «.. иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на получение образования в Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации и настоящим законом». При этом законом уточняется, что иностранные граждане обладают равными с гражданами Российской Федерации правами на получение дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования на общедоступной и бесплатной основе. Одной из задач правового регулирования отношений в сфере образования, согласно Федеральному закону, является «…создание условий для получения образования в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства» (п. 5 части 3 ст. 4). Родители вправе выбрать форму получения образования и форму обучения (ст. 17, ст. 44). В практике российского образования, в соответствии с законодательством, сложились следующие формы: в образовательной организации (очная, очно-заочная, заочная) и вне образовательной организации (в формах семейного образования, самообразования) (ст.17). Таким образом, гражданин Казахстана может параллельно получать образование в российской школе.

[свернуть]

Можно ли после 9 класса и сдачи ОГЭ перейти на семейное обучение в школе и одновременно обучаться в колледже?

Для начала отметим, что семейной формы образования на уровне получения среднего общего образования не существует. Освоение программы среднего общего образования возможно путем организации самообразования и сделать это могут только обучающиеся 10–11 классов (ст. 63 Закона «Об образовании» от 29.12.012 года № 273-ФЗ). Самообразование – это форма получения образования вне стен образовательных организаций, при которой ребенок самостоятельно изучает материал. Причины перехода на самообразование могут совпадать с причинами перехода на семейную форму получения образования. При такой форме образования ученик осваивает программу сам, в школе не числится, поэтому никаких препятствий для обучения в колледже у него нет. Нет никакого запрета на одновременное освоение общеобразовательной программы и программы среднего профессионального образования. Обучение в колледже (по любой форме – очной, очно–заочной, заочной) не является препятствием для прохождения государственной итоговой аттестации экстерном и получения аттестата о среднем общем образовании. Таким образом, выпускник 9 класса, при желании, может приступить к получению специальности в колледже, и, одновременно, готовиться к сдаче промежуточной и итоговой аттестации в общеобразовательной организации.

[свернуть]

При получении семейного образования нужно ли каждый год проходить аттестацию для перевода из одного класса в другой? Нужно ли это делать в школе по месту жительства?

Прохождение ежегодной промежуточной аттестации для получающих образование в семейной форме совершенно не обязательно. Для этой формы также не предусмотрен перевод из класса в класс. Прохождение промежуточной аттестации – это право обучающегося и его родителей, а не их обязанность. Частота промежуточной аттестации также является правом родителей и обучающегося. Ответственность за получение образования несут родители, поэтому общеобразовательное учреждение обязано по личному заявлению организовать проведение аттестации для экстерна и обеспечить ему на этот период реализацию всех академических прав (в частности, пользование информационно–справочными ресурсами, библиотекой). Отметим, что для получения допуска к государственной итоговой аттестации (ОГЭ или ЕГЭ), обучающийся должен пройти промежуточную аттестацию. Если родители полагают, что их ребенок способен самостоятельно подготовиться, и успешно пройти промежуточную аттестацию по завершению всего периода обучения (9 или 11 класс), то обязать их проходить ежегодную аттестацию школа не может. Экстерн может пройти промежуточную аттестацию в любой школе, в которой предусмотрено проведение аттестации для экстернов, а не только по месту жительства.

[свернуть]

Возможно ли обучение ребенка в семье по индивидуальному учебному плану с опережением образовательной программы по сравнению с учебным планом школы?

Ребенок, получающий общее образование в форме семейного образования, вправе осваивать образовательную программу и проходить экстерном промежуточную аттестацию в соответствии с индивидуальным учебным планом с опережением сроков освоения образовательной программы по сравнению с учебным планом муниципальной общеобразовательной организации для учащихся по очной форме обучения.

[свернуть]

Достаточно ли только требования родителей для перевода на семейное обучение или нужны дополнительные аргументы?

Да, требования, выраженного письменным заявлением, достаточно. Это право предусмотрено статьей 44 Федерального закона «Об образовании», в котором сказано, что родители с учётом мнения ребёнка имеют право выбирать форму обучения, язык обучения, набор факультативных дисциплин, которые предлагает конкретная школа. Для этого надо написать заявление о переходе на такое обучение. Школа не имеет права запретить вам это сделать.

[свернуть]

Я хочу, чтобы мой ребёнок продолжал обучение в своей школе, но посещал не все предметы. Могу ли я выбрать предметы, которые мой ребёнок будет изучать в школе, а остальные предметы – дома самостоятельно? Что для этого нужно? Как в таком случае будет проходить аттестация по остальным предметам?

В статье 17 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» прописаны и очная, и очно-заочная, и дистанционная формы обучения. Это значит, что ребёнок имеет право выбрать те предметы, которые он хочет посещать в школе, а остальные изучать дома. Для того, чтобы обучаться по очно-заочной программе, не нужно никаких аргументов, никаких медицинских и прочих справок, достаточно заявления родителей. Аттестация будет проводиться в порядке, установленном Приказом Минобрнауки от 26 декабря 2013 года № 1400 «Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования».

[свернуть]

Как перевести ребёнка из иностранной школы в российскую школу? Какие документы для этого необходимы?

В соответствии со статьей 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане пользуются всеми правами, которыми наделены и граждане Российской Федерации, в том числе и правом обучения в школе. Порядок приёма в школу, а также перечень необходимых документов для ребёнка-иностранца устанавливается администрацией общеобразовательной организации. Единственное требование – документы должны быть переведены на русский язык.

[свернуть]