г. Омск, ул. Фрунзе 72/1
+7 (913) 143-11-96
+7 (983) 524-4924
+7 (923) 037-94-76

Доступная среда

Разные возможности – равные права

Проект доступная среда – общие понятия

         Первоначально государственная программа «Доступная среда» разрабатывалась на 2011-2015 годы, ставились задачи определить объекты, которые в приоритетном порядке необходимо превратить в доступные для инвалидов. Программа включала создание большой методической базы, проведение глобальных научно-исследовательских работ, вследствие чего было принято решение о продлении программы с 2015 по 2020 годы.

         Государственная программа «Доступная среда» на 2020-2025 годы достаточно объёмна и ответственным за исполнение программы является Министерство труда и социальной защиты РФ, а также 14 министерств и ведомств, являющихся соисполнителями.

Государственный заказчик-координатор и основные разработчики Программы «Доступная среда»  – Министерство здравоохранения и социального развития РФ.

Официальный сайт государственной программы «Доступная среда» https://zhit-vmeste.ru/.

         Государственная программа «Доступная среда» – безбарьерная среда для детей-инвалидов, обеспечивающая доступ к образовательным ресурсам и совместный процесс их обучения в обычных учебных заведениях. Она направлена на развитие инклюзивного образования, основная идея которого заключается в исключении любой дискриминации  обучающихся и создании специальных условий для детей, имеющих особые образовательные потребности. Все дети, независимо от степени их совершенства и отличительных особенностей, достойны уважения и могут учиться. Ни для кого не секрет, что процесс обучения любого ребенка должен осуществляться в коллективе, под контролем педагогов, при «живом» общении педагога с учеником. В этом случае обучение более эффективно. При обучении детей с ограниченными возможностями здоровья возникают особенности, связанные с психологическим и физическим состоянием ребенка. Поэтому очень важно адаптировать образовательную среду к больным детям и детям-инвалидам. 

Цели Государственной программы «Доступная среда».

         Целью Государственной программы является формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими, к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
Создание доступной среды для всех.

         В данный момент проектирование и создание доступной среды для инвалидов является одной из важнейших частей социальный политики каждого государства. Эта инициатива направлена на обеспечение людям, ограниченным физически, равные возможности в любой сфере повседневной жизни. Большинство современных международных договоренностей и законодательств диктуют странам необходимость создания достойных условий, при которых становится возможным максимальное развитие способностей инвалидов и их интеграция в общество. Одним из критериев данного политического направления является создание доступной среды для людей с физическими ограничениями и предоставление им возможности работать и получать образование наравне со здоровыми членами общества.

Задачи организации доступной среды в рамках учебного заведения:

  • развитие инклюзивного образования;
  • создания безбарьерного образовательного пространства для детей-инвалидов;
  • создание информационно-справочной поддержки по вопросам инвалидности;
  • формирование доступной среды.

         Реабилитация людей с ограниченными возможностями является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России началась реализация программы по созданию (безбарьерной) доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения.

         Термин «безбарьерная» или «доступная» среда»  в данный момент упоминается в большом количестве законодательных актов Российской Федерации и имеет различное толкование в зависимости от источника. Если обобщить все имеющиеся определения, то термин будет звучать следующим образом: безбарьерной средой называют элементы, внедренные в окружающий мир, которые предоставляют возможность людям с сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями могли свободно перемещаться и взаимодействовать с различными его элементами.
Если посмотреть на это понятие в более широком смысле то становится понятно, что организация доступной среды – это организация наиболее безопасных и легких условий для наибольшего количества людей. Так, к примеру, плавный съезд, спуск или пандус, может быть использован не только инвалидами, он и обычными людьми, так как в большинстве случаев это более удобно и менее энергозатратно.

         Безбарьерная среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
         Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.

         Организация доступной среды подразумевает оборудование поверхностей специальными поручными, пандусами и особой плиткой, которая поможет легче передвигаться не только инвалидам, но и детям, пожилым людям и беременным женщинам.

         Инвалид — человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.

         Маломобильные группы населения — это люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве:
инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т.п.

Нормативные документы в сфере образования учащихся с ОВЗ:

1.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»

2.Приказ Минпросвещения России от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»

3. Приказ Минобрнауки России от 9.11.2015 № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»

4.Приказ Минобрнауки России от 14.10.2013 № 1145 «Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам»

5.Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»
6.Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»

7.Приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»

8.Письмо Минобрнауки России от 11.03.2016 № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»

9. Письмо Минобрнауки России от 10.02.2015 № ВК-268/07 «О совершенствовании деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

  1. Письмо Минобрнауки России от 19.02.2016 № 07-719 «О подготовке к введению ФГОС ОВЗ»
  1. Письмо Минобрнауки России от 20.08.2014 № ВК-1748/07 «О государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам, адаптированным для обучения лиц с умственной отсталостью»

12.Письмо Минобрнауки России от 26.05.2014 № ВК-1048/07 «О порядке получения образования воспитанниками детских домов-интернатов» (вместе с «Разъяснениями о порядке получения образования воспитанниками, проживающими в детских домах-интернатах для умственно отсталых детей и домах-интернатах для детей с физическими недостатками»)

13.Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

14.Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

  1. Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»

16.Приказ Минобрнауки России от 8.04.2014 № 293 «Об утверждении Порядка приёма на обучение по образовательным программам дошкольного образования»

17.Приказ Минобрнауки России от 22.01.2014 № 32 «Об утверждении Порядка приёма граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

18.Приказ Минпросвещения России от 28.12.2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» 

19.Приказ Минобрнауки России от 09.06.2016 № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

20.Приказ Минпросвещения России от 07.11.2018 № 189/1513 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования»

21.Приказ Минпросвещения России от 07.11.2018 № 190/1512 «Об утверждении Порядка проведения аттестации по образовательным программам среднего общего образования»

22.Приказ Минпросвещения России от 28.08.2020 № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

23. Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

24.Письмо Минобрнауки России от 10.12.2012 № 07-832 «О методических рекомендациях по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий»

25.Письмо Минобрнауки России от 09.04.2014 № НТ-392/07 «Об итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

26.Письмо Минобрнауки России от 13.11.2014 № ВК-2422/07 «О сохранении сети отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по АООП»

27. Письмо Минобрнауки России от 14.07.2014 № ВК-1440/07 «О центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»

  1. Письмо Минобрнауки России от 23.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения»
  2. Письмо Минобрнауки России от 07.06.2013 № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании»
  3. Письмо Минобрнауки России от 13.11.2015 № 07-3735 «О направлении методических рекомендаций»
  4. Федеральный перечень отдельных общеобразовательных организаций, осуществляющих обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включённых в реализацию мероприятия «Создание условий для обучения детей-инвалидов в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей (в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по АООП), в том числе создание архитектурной доступности и оснащение оборудованием» государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011–2020 годы
  5. Межведомственный комплексный план МТ РФ и МОиН РФ от 01.02.2016 № ЛОВЗ-07 «План мероприятий по вопросам развития системы профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ОВЗ на 2016–2020»
  6. Письмо Минобрнауки России от 18.03.2016 № НТ-393/08 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями)»
  7. Письмо Минобрнауки России от 23.05.2016 № ВК-1074/07 «О совершенствовании деятельности ПМПК» 
  8. Письмо Минобрнауки России от 11.08.2016 № ВК-1788/07 «Об организации образования обучающихся с умственной отсталостью»
  9. Приказ Минобрнауки России от 2.09.2013 № 1035 «О признании не действующим на территории Российской Федерации письма Министерства просвещения СССР от 5.05.1978 № 28-М «Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому» и утратившим силу письма Министерства народного просвещения РСФСР от 14.11.1988 № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому»
  10. Приказ Минобрнауки России от 18.04.2013 № 292 (ред. от 21.08.2013) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения»
  11. Письмо Минпросвещения России от 2 ноября 2018 № ТС-459/07 «О получении общего образования лицами с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
  12. Письмо Рособрнадзора от 07.08.2018 № 05-283 «Об обучении лиц, находящихся на домашнем обучении»
  13. Письмо Минпросвещения России от 20.02.2019 № ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»
  14. Письмо Минпросвещения России от 08.02.2019 № ТС-421/07 «О направлении рекомендаций»
  15. Письмо Минобрнауки России от 15.03.2018 № ТС-728/07 «Об организации работы по СИПР»
  16. Письмо Минпросвещения России от 10.06.2019 № ОВ-473/07 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) обучающихся с ОВЗ»
  17. Распоряжение Минпросвещения России от 09.09.2019 № Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»
  18. Распоряжение Минпросвещения России от 06.08.2020 № Р-75 «Об утверждении примерного Положения об оказании логопедической помощи в организациях, осуществляющих образовательную деятельность»
  19. Приказ Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
  20. Письмо Минпросвещения России от 03.06.2021 № АК-491/07 «О проведении итоговой аттестации»
  21. Письмо Минпросвещения России от 27.08.2021 № АБ-1362/07 «Об организации основного общего образования обучающихся с ОВЗ в 2021/22 учебном году»
  22. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»

ДОСТУПНАЯ СРЕДА ЧПОУ «СИБИРСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА (КОЛЛЕДЖ) АННЫ МУРАТОВОЙ»

Частное профессиональное образовательное учреждение «Сибирская региональная школа (колледж) Анны Муратовой» ведет прием обучающихся:

  • по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования по очной форме образования, а также семейной форме образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
  • по программам подготовки  специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих и служащих на очно-заочную и заочную формы обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения

Приложения к паспорту доступности.

Наличие специальных (адаптированных) образовательных программ и методов обучения:

         Разрабатываются при необходимости с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся в соответствии с заключением ПМПК и индивидуальной программой реабилитации и абилитации (ИПРА).

Адаптированные образовательные программы на данный момент не реализуются

Количество обучающихся с ОВЗ:

В школе – отсутствуют

В колледже – 1 (один)

         Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Образовательная программа должна быть адаптирована для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Основными задачами адаптации образовательных программ ЧПОУ «СРШ (колледж) Анны Муратовой» является не только повышение уровня доступности и качества основного образования для лиц с ОВЗ и инвалидов, создание в школе специальных условий, необходимых для получения образования лицами с ОВЗ и инвалидов, их адаптации и социализации, но и возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для обучающегося с ОВЗ и инвалидов, формирование в школе толерантной социокультурной среды. Исходя из конкретной ситуации и индивидуальных потребностей обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ должны быть предусмотрены:

– возможность индивидуального сопровождения и консультирования обучающихся по организационным и учебным вопросам;

– методическая работа с преподавателями; 

– организация внеучебной (воспитательной) работы с обучающимися; 

– оказание содействия обучающимся с ОВЗ в организации отдыха, дальнейшего поступления и т.д. 

         Процесс обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью может осуществляться как в общих инклюзивных группах, так и по индивидуальному плану (по необходимости). Во время проведения занятий в классах, где обучаются инвалиды и обучающиеся с ОВЗ, должны применяться мультимедийные средства, оргтехника, слайд-проекторы и иные средства для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями. В образовательной организации создается информационно-образовательная среда, позволяющая обучающимся разных категорий получать доступ к электронным образовательным ресурсам, как внутри колледжа, так и за его пределами, адаптируется система электронного обучения. Форма проведения текущей и промежуточной аттестации для обучающихся-инвалидов в случае необходимости может устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости может быть проведен подбор и разработка учебных материалов в печатных и электронных формах, адаптированных к ограничениям здоровья. В случае возникшей необходимости могут быть предоставлены специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования и услуги ассистента (помощника).  Для освоения дисциплины «Физическая культура» установлен особый порядок. Обучающимся-инвалидам должны предлагаться задания и специальный комплекс упражнений для самостоятельного физического совершенствования.

         В ЧПОУ «СРШ (колледж) Анны Муратовой» проводятся инструктажи сотрудников, которые по роду своей деятельности могут контактировать с инвалидами и лицами с ОВЗ по вопросам, связанным с обеспечением доступности объектов и услуг. Цель проведенного инструктажа – научить сотрудников как правильно оказывать помощь инвалидам, в зависимости от характера нарушения, состояния здоровья при предоставлении услуг или при передвижении по объектам, принадлежащим колледжу. Педагогические работники ознакомлены с психолого-физическими особенностями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов и владеют педагогическими технологиями инклюзивного обучения и методами их использования в работе с инклюзивными группами обучающихся. Все преподаватели образовательной организации прошли повышение квалификации по программе «Нормативно-методологические основания и проектирование образования лиц с ОВЗ в учреждении профессионального образования». В образовательной организации ведется планомерная работа по созданию безбарьерной среды и повышению уровня доступности зданий и сооружений потребностям категорий инвалидов и лиц с ОВЗ: с нарушением зрения; с нарушением слуха; с ограничением двигательных функций. Обеспечение доступности объектов школы подтверждается Паспортами доступности на объекты социальной инфраструктуры и услуги в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения.