г. Омск, ул. Фрунзе 72/1
+7 (913) 143-11-96
+7 (983) 524-4924
+7 (923) 692-7576

Колледж

Особенности организации образовательного процесса лиц с ограниченными возможностями здоровья

Программа «Доступная среда» в качестве основной цели подразумевает полноценное формирование к концу отчетного периода (2020 год) условий, позволяющих обеспечить равный доступ инвалидов и граждан без ограничения потребностей к транспортной, информационной и другим инфраструктурам, а также полному перечню открытых услуг, предоставляемых населению Российской Федерации.

Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения

Приложения к паспорту доступности.

Постановление Правительства РФ от 01.12.2015 N 1297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2020 годы»

Письмо Минобрнауки России от 22.04.2015 N 06-443 «О направлении Методических рекомендаций»

Приказ Минобрнауки от 09.11.2015 №1309

Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее с ОВЗ) – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого-педагогической помощи, потому как жизнь многих из них насыщена не только ощущениями физической боли, но и чувством беспомощности, слабости, неуверенности в собственных силах, страхом перед окружающими их людьми, перед будущим и перед жизнью в целом. Жизнь большинства детей – инвалидов наполнена обидами, унынием, ощущением ненужности обществу и бессмысленности своего существования. Эти чувства и эмоции практически всегда находят вы­ражение во внешних проявлениях – замкнутости, застенчивости или по­вышенной агрессивности, обидчивости, приводят к возникновению не­доразумений и конфликтных ситуаций, что, в свою очередь, становится серьезным препятствием для интеграции детей-инвалидов в студенческое сообщество. Образовательная среда профессионального учеб­ного заведения является для них новой, непривычной и насыщенной трудностями не только физическими, но, прежде всего, трудностями пси­хологического характера.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В статье 43 Конституции РФ закреплено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Среди широкого круга субъектов права на образование есть лица с особым правовым статусом, это  лица с ограниченными возможностями. Особенности в правовом регулировании их положения в сфере образования вызваны необходимостью закрепить гарантии реализации права на образование. Задача закона была не столько в том, что бы устранить положение, при котором они могут фактически быть исключены из системы образования и общественной жизни, а в том, что бы создать наиболее благоприятные условия для обучения этой группы лиц.

В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование в Федеральном законе № 273-ФЗ рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования.

Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются Минобрнауки России совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Новый Закон об образовании дает спектр базовых определений, в частности даны определения обучающийся с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивное образование, адаптированная образовательная программа:

  • обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
  • инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
  • адаптированная образовательная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано:

  • совместно с другими обучающимися;
  • в отдельных группах;
  • в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных, как правило, по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и, таким образом, способствует эффективному решению проблем социальной адаптации и интеграции в общество.

Основная статья, в которой определены особенности обучения лиц с ограниченными возможностями это ст. 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья». Закон обязывает создать специальные условия для обучения рассматриваемой нами групп лиц и конкретизирует эти условия: использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя:

  • использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания;
  • специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов;
  • специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
  • предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
  • проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
  • обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
  • другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

Отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность.

В законе нашло отражение увеличение финансирования получения образования для рассматриваемой категории лиц, ст. 99 «Особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования» говорит о том, что нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов РФ, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования должны учитывать создание специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Кроме этого, статья 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников» обязывает всех педагогов учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями.

Ориентируясь на интеграцию и совместное обучение детей разных категорий, обучение детей с особыми потребностями по адаптированным программам, Закон  не упустил и особые случаи, в частности для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях. В частности статья 41  «Охрана здоровья обучающихся» говорит о том, что для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).

Лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Органы государственной власти субъектов РФ обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования.

Частное профессиональное образовательное учреждение «Сибирская региональная школа (колледж) Анны Муратовой» ведет прием по программе подготовки  специалистов среднего звена на очно-заочную и заочную формы обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Обязательные документы для поступления:

  • Заявление,
  • Аттестат,
  •  Копии паспорта,
  •  4 фотографий (3х4).
  • СНИЛС

Рекомендуемые:

  • ИНН, страховое свидетельство, копия свидетельства о рождении,
  •  Мед. справка формы № 086-у и результаты медицинской экспертизы.

Абитуриенты с ОВЗ должны представить документ, подтверждающий инвалидность, индивидуальную программу реабилитации инвалидов, заключение -рекомендацию врача — специалиста о том, что ребенок может обучаться по соответствующей профессии или специальности.

Наличие специальных (адаптированных) образовательных программ и методов обучения:

Разрабатываются при необходимости с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся в соответствии с заключением ПМПК и индивидуальной программой реабилитации и абилитации (ИПРА).

Адаптированные образовательные программы на данный момент не реализуются

Количество студентов с ОВЗ: 1 (один)

Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Образовательная программа должна быть адаптирована для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Основными задачами адаптации образовательных программ ЧПОУ «СРШ (колледж) Анны Муратовой» является не только повышение уровня доступности и качества среднего профессионального образования для лиц с ОВЗ и инвалидов, создание в колледже специальных условий, необходимых для получения образования лицами с ОВЗ и инвалидов, их адаптации и социализации, но и возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для обучающегося с ОВЗ и инвалидов, формирование в колледже толерантной социокультурной среды. Исходя из конкретной ситуации и индивидуальных потребностей обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ должны быть предусмотрены:

— возможность индивидуального сопровождения и консультирования обучающихся по организационным и учебным вопросам;

— методическая работа с преподавателями; 

— организация внеучебной (воспитательной) работы с обучающимися; 

— оказание содействия обучающимся с ОВЗ в организации отдыха, трудоустройства и т.д. 

Процесс обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью может осуществляться как в общих инклюзивных группах, так и по индивидуальному плану (по необходимости). Во время проведения занятий в группах, где обучаются инвалиды и обучающиеся с ОВЗ, должны применяться мультимедийные средства, оргтехника, слайд-проекторы и иные средства для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями. В колледже создается информационно-образовательная среда, позволяющая обучающимся разных категорий получать доступ к электронным образовательным ресурсам, как внутри колледжа, так и за его пределами, адаптируется система электронного обучения. Форма проведения текущей и промежуточной аттестации для обучающихся-инвалидов в случае необходимости может устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости может быть проведен подбор и разработка учебных материалов в печатных и электронных формах, адаптированных к ограничениям здоровья. В случае возникшей необходимости могут быть предоставлены специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования и услуги ассистента (помощника).  Для освоения дисциплины «Физическая культура» установлен особый порядок. Студентам-инвалидам должны предлагаться задания и специальный комплекс упражнений для самостоятельного физического совершенствования.

В колледже проводятся инструктажи сотрудников, которые по роду своей деятельности могут контактировать с инвалидами и лицами с ОВЗ по вопросам, связанным с обеспечением доступности объектов и услуг. Цель проведенного инструктажа – научить сотрудников как правильно оказывать помощь инвалидам, в зависимости от характера нарушения, состояния здоровья при предоставлении услуг или при передвижении по объектам, принадлежащим колледжу. Педагогические работники ознакомлены с психолого-физическими особенностями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов и владеют педагогическими технологиями инклюзивного обучения и методами их использования в работе с инклюзивными группами обучающихся. Все преподаватели колледжа прошли повышение квалификации по программе «Нормативно-методологические основания и проектирование образования лиц с ОВЗ в учреждении профессионального образования». В колледже ведется планомерная работа по созданию безбарьерной среды и повышению уровня доступности зданий и сооружений потребностям категорий инвалидов и лиц с ОВЗ: с нарушением зрения; с нарушением слуха; с ограничением двигательных функций. Обеспечение доступности объектов колледжа подтверждается Паспортами доступности на объекты социальной инфраструктуры и услуги в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения