Как обучить детей мерам пожарной безопасности
Мерам пожарной безопасности обучайте детей и подростков в рамках плана внеурочной деятельности или курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Для этого организуйте противопожарную пропаганду. Воспитателям поручите проводить занятия в детском саду, а обучать учащихся начальных, основных и средних классов школы обяжите учителей и классных руководителей.
Как организовать пропаганду
Чтобы организовать противопожарную пропаганду, действуйте комплексно. Создайте клуб юных пожарных и проводите тренировки по эвакуации. Для наглядной агитации оформите уголок пожарной безопасности. Педагогам поручите составить ежегодный план работы с детьми, чтобы осуществлять преемственность в содержании воспитательной деятельности по уровням образования.
Приглашайте к пропаганде членов добровольной пожарной дружины и дружин юных пожарных. А чтобы показать детям, как работают спасатели, организуйте выездное мероприятие в ближайшее подразделение пожарной службы или спасательной службы. Их сотрудники расскажут, как действовать в случае опасности, а дети смогут примерить противогазы, пожарные каски и посидеть в аварийно-спасательном автомобиле.
Для практических занятий с детьми выдайте преподавателям методические материалы и средства обучения. Это могут быть настольные игры, наборы иллюстраций, художественная литература, интерактивное и музыкальное оборудование. Чтобы внедрить новые технологии по обучению детей, повышайте компетентность педагогов и совершенствуйте предметно-развивающую среду.
Совет: предложите учителям использовать в работе интерактивный образовательный портал «Спас-Экстрим». Он действует с 2010 года при поддержке МЧС России. На портале есть интерактивные игры, обучающие ролики и мультфильмы, листовки и памятки.
Совет: проводите тематические собрания с родителями, чтобы дети обучались не только в образовательной организации, но и дома. На собраниях рассказывайте о требованиях пожарной безопасности и о том, как проводить беседы с детьми. По итогам собраний вручайте родителям памятки.
Как обучать детей в детском саду
Знакомить детей с требованиями пожарной безопасности начинайте с четырех лет. Поручите воспитателям проводить с детьми занятия в форме путешествия, викторины, соревнования или игры. Привлекайте к обучению родителей – так дети быстрее усвоят навыки безопасного поведения, а воспитатели отчитаются о взаимодействии с родителями.
Советуйте воспитателям подавать информацию доступным для детей языком. Например, проводить беседы и читать художественную литературу, в которой описаны правила пожарной безопасности. Это могут быть произведения С.Я. Маршака «Пожар», «Кошкин дом», Е.Е. Хоринской «Спичка-невеличка», Л.Н. Толстого «Пожарные собаки», К.И. Чуковского «Путаница».
Чтобы донести до детей информацию и наглядно и показать, как правильно действовать при пожаре, предложите воспитателям проводить музыкально-театрализованные представления и просмотр мультфильмов «Фиксики», «Смешарики» и «Спасик и его друзья».
Совет: контролируйте, чтобы занятия с детьми проводили по 30 минут в день один раз в две недели. От непродолжительной работы дошкольники не успеют устать, а систематичность занятий поможет сформировать стойкие знания и умения в сфере пожарной безопасности.
Совет: раздайте детям раскраски, чтобы сформировать интерес к изучению правил пожарной безопасности
Например, скачайте раскраски, созданные при поддержке ГУ МЧС России по Москве.
Источник: http://www.mchs.gov.ru.
Пример: Фрагмент плана работы с детьми в детском саду
Сроки проведения |
Формы работы |
Декабрь |
Беседа на тему «Меры пожарной безопасности в новогодние праздники» |
Экскурсия по детскому саду «Знакомство с пожарной сигнализацией» | |
Театрализованная постановка «Кошкин дом» | |
Январь |
Беседа на тему «Пожар и его опасность» |
Конкурс детских рисунков «Не шути с огнем» | |
Просмотр мультфильмов, чтение художественной литературы | |
Февраль |
Беседа на тему «Электроприборы» |
Коллаж «Наши помощники – электроприборы» | |
Чтение загадок на тему «Электроприборы» |
Как обучать учащихся начальных классов
Обучение детей начальных классов организуйте в урочное и внеурочное время. Контролируйте, чтобы с детьми проводили беседы и лекции в сочетании с практическими занятиями. Например, можно организовать цикл экспериментов, в ходе которых дети тренируются эвакуироваться из здания школы и учатся вызывать пожарные службы: набирать номер, докладывать о причине вызова и адресе, куда должна прибыть служба.
Организуйте экскурсию в пожарную часть или на пожарно-техническую выставку. Так школьники узнают о назначении пожарной службы, осмотрят оборудование и познакомятся с историей пожарного дела в России. В качестве творческого задания обучающимся можно предложить нарисовать костюм пожарного, выпустить стенгазету на тему «Пожарная безопасность глазами детей», а также нарисовать план эвакуации из квартиры, класса или школы.
Совет: раздайте детям комиксы, чтобы сформировать интерес ребенка к теме пожарной безопасности
Например, скачайте комиксы, которые разместило МЧС России на официальном сайте.
Источник: http://www.mchs.gov.ru.
Пример: Фрагмент плана работы с учащимися 1–4 классов
Сроки проведения |
Формы работы |
|||
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
|
Декабрь |
Музыкальное занятие «Пожарный» | Заучивание и инсценировка стихотворений на противопожарную тему | Конкурс рисунков «Я пожарный» | Сюжетно-ролевая игра «Змейка» |
Январь |
Чтение и заучивание стиха Т. Федоровой «Чтоб не ссориться с огнем» | Дидактическая игра «Слушай внимательно» | Творческое занятие на тему «Как бы ты поступил?» | Игра-беседа на тему «Профессия огня» |
Февраль |
Творческое занятие на тему «Что нужно делать, если возник пожар» | Игра-путешествие «Самый лучший и быстрый пожарный» | Экскурсия в пожарную часть | Практическая тренировка на тему «Телефон противопожарной службы» |
Как обучать учащихся основных классов
Обучать учащихся 5–9 классов поручите учителям в ходе интегрированных уроков, внеклассных и внешкольных мероприятий. Рекомендуйте педагогам проводить занятия в форме конкурсов, конференций, сюжетно-ролевых игр. Чтобы увлечь детей, на творческих занятиях предложите им пошить ватно-марлевые повязки, которые ребята смогут использовать на тренировках по эвакуации.
Внеурочную деятельность планируйте с учетом регулярных курсов и разовых мероприятий. Например, организуйте «Неделю безопасности», в рамках которой дети получат новые знания или закрепят полученные ранее. А чтобы сформировать интерес к самостоятельной деятельности, предложите учащимися старше 10 лет вступить в добровольную дружину юных пожарных. Ее создают территориальный отдел образования и региональный отдел пожарной охраны (п. 2 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 3 сентября 2015 г. № 971).
Совет: раздайте брошюры детям, которые они смогут взять с собой. Так вы продолжите работу по обучению, а ребенок сможет использовать брошюру при чрезвычайных ситуациях
Например, скачайте брошюры, которые подготовило Управление информирования и оповещения населения МЧС России.
Источник: http://www.mchs.gov.ru.
Пример: Фрагмент плана работы с учащимися 5–9 классов
Сроки
проведения |
Формы работы |
||||
5 класс |
6 класс |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
|
Декабрь |
Экскурсия в пожарную часть | Эксперименты с предметами | Просмотр обучающего видео | Тренировка по эвакуации | Игра «Что? Где? Когда?» |
Январь |
Творческое задание «Измени рассказ, чтобы у него был хороший конец» | Оформление стенгазеты «Чтоб пожара избежать, вот что школьник должен знать» | Встреча с представителями пожарной части | Инструктаж по правилам использования электроприборов |
Классный час на тему «Сбереги себя сам» |
Февраль |
Спортивный праздник «Смелые пожарные» | Викторина на тему «Правила пожарной безопасности» | Игра КВН на тему «Знаки пожарной безопасности» | Месячник пожарной безопасности | Тренировка по применению первичных средств пожаротушения |
Как обучать учащихся старших классов
Для старшеклассников организуйте деловые игры, дискуссии, встречи с сотрудниками пожарной охраны, выездные мероприятия. В качестве практических мероприятий моделируйте ситуации, при которых ученики должны найти пути эвакуации из разных уголков школы, потушить очаг пожара или оказать первую помощь.
Организуйте участие подростков во всероссийских конкурсах, акциях и фестивалях. Это поможет расширить и закрепить знания о правилах пожарной безопасности. Примером такого мероприятия могут быть акции ВДПО, соревнования юных спасательных отрядов, участие в работе лагеря МЧС России «Школа безопасности», Всероссийская добровольная акция «Противопожарная безопасность», которую ежегодно проводят структурные подразделения Минобрнауки России.
Пример:
Сроки проведения |
Формы работы |
|
10 класс |
11 класс |
|
Декабрь |
Просмотр видео и практическое занятие на тему «Первая помощь пострадавшим от пожара» |
Инструктаж на тему «Способы самоспасения жизни пострадавших при пожаре» |
Январь |
Профилактическая беседа с сотрудниками пожарной части и МЧС России; спортивная эстафета «Сильные, смелые, ловкие» |
|
Февраль |
Деловая игра «Организация противопожарного режима в школе»; классный час «Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности» |
© Материал из Справочной системы «Образование»
В помощь педагогам предлагаются программы дополнительного профессионального образования:
Программы профессиональной переподготовки:
- Школьный психолог. Технологии психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации ФГОС (250 часов)
- Психология дошкольного образования (250 часов)
- Педагог-воспитатель группы продленного дня. Проектирование и реализация учебно-воспитательной деятельности в рамках ФГОС (250 часов)
- Учитель безопасности жизнедеятельности (250 часов, 3 месяца / 6 месяцев)
- Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности (250 часов, 3 месяца / 6 месяцев)
- Медиация в социальной и образовательной сфере (250 часов)
- Воспитательно-образовательная работа с детьми дошкольного возраста (для лиц с СПО)
- Воспитательно-образовательная работа с детьми (для лиц с высшим образованием)
Программы повышения квалификации:
- Обеспечение безопасности образовательной организации (108 часов)
- Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций (72 часа)
- Административно-хозяйственное обеспечение деятельности образовательной организации в современных условиях (72 часа)
- Подготовка и адаптация ребенка к обучению в школе (предшкольное образование, 108 часов)
- Профилактика экстремизма и терроризма в молодежной среде (108 часов)
- Медиация в сфере инклюзивного образования (72 часа)
- Методика противодействия коррупции в образовательных организациях: анализ, выявление, профилактика и принятие обязательных организационных мер (36 часов)
- Организация здоровьесберегающего образовательного пространства ДОУ в условиях внедрения ФГОС ДО (120 часов)
- Развитие коммуникативных способностей дошкольников (120 часов)
- Развитие познавательных способностей дошкольника методами ТРИЗ и РТВ (120 часов)