Неуспевающих учеников станет все больше?
С высоких трибун нас постоянно убеждают в том, что дистанционное обучение выявило пробелы, которые были восполнены. И теперь, даже если дистант вновь настигнет нас, все будет иначе. Уроки извлечены, выводы сделаны. Но не оставляет в покое, насколько результативным было обучение в этот период.
Итоги сентябрьских ВПР явно обозначили низкие результаты выполнения проверочных работ.
Эксперты РАНХиГС заявляют о следующем:
«На выходе из форс-мажора мы, скорее всего, получим приращение числа неуспевающих учеников, которым некому помочь»
Учащиеся начальной школы нуждаются в репетиторах
С 2013 года наблюдается резкий рост включенности родителей в домашние задания, почти 60% взрослых вынуждены выполнять со своими детьми – школьниками домашнюю работу.
Напомним, что весной 2020 года практически все родители были погружены в ситуацию, когда им пришлось стать учителями для своих детей. Еще 40% родителей (по результатам опроса РАНХиГС) не занимаются с детьми.
Кому из детей родители не помогают учиться?
- Это группа детей, которые и до пандемии учились самостоятельно, справляясь со школьными заданиями. Они хорошо учатся, поэтому не требуют повышенного внимания родителей. Но остались ли они успешными в пандемию, учитывая, что рядом не было учителя, которому можно было задать вопрос по теме урока?
- Дети, которым помогали репетиторы. Скорее всего, такие семьи продолжили обращаться за помощью к репетиторам, при условии, что уровень их дохода сохранился.
- Дети, которым не помогали ни родители, ни репетиторы в выполнении учебных задач, несмотря на то, что они, возможно, нуждались в помощи при освоении учебной программы.
Репетиторы уже в 1 классе
В репетиторах нуждаются даже первоклассники. По результатам РАНХиГС, в первом классе нанимают репетиторов уже 7,5 семей. Чаще всего это репетиторы по иностранным языкам, а также по математике и русскому языку.
Во 2 классе уже 10,5% семей приглашают репетиторов, а далее до 6 класса процент только растет. В дальнейшем происходит всплеск в 9 классе, цель обращения к репетиторам в этот период – подготовка к ОГЭ. Для подготовки к сдаче ЕГЭ обращаются к репетиторам уже 60% семей. Это максимум.
Причины неуспеваемости
Сами педагоги указывают следующие причины неуспеваемости детей:
- 87% – невнимание родителей к своим детям из-за огромного объема работы. Про таких родителей обычно говорят, что «они все время на работе».
- 63% – неблагополучные семьи. В таких семьях обычно низкий уровень дохода, алкоголизм.
- 63% – непрофессионализм коллег. И это удивительный вывод.
У детей, которые не справляются со школьной программой по выше перечисленным причинам, успеваемость резко снизилась. И школьники продемонстрировали это во время обучения в 1 четверти.
Диагностика дефицитов
Министр Просвещения Сергей Кравцов заявил о том, что ВПР должны выявить дефициты в знаниях, которые возникли во время пандемии. Выявить – выявили. А дальше что? Существуют ли реальные инструменты устранения дефицитов? Ведь в результате мы должны ликвидировать выявленные проблемы? Но с помощью чего?
Повышение профессионализма учителя
Система повышения квалификации не дает такого эффекта, на который рассчитывают чиновники. Довольно низка мотивация педагогов работать с цифровыми технологиями.
Участие родителей
Если родители до пандемии не занимались с детьми, то надеяться на то, что они подключатся к этой работе сейчас, не приходится. Плюс дети из тех семей, которые из-за экономической ситуации больше не может обращаться за помощью к репетиторам.
Пробелы выявили! А кто будет реализовывать?
Нагрузка на учителей возросла в несколько раз. Но при этом, вместе с изучением новых тем, им придется еще наверстывать программу, восполняя «пробелы» и реализовывая методические рекомендации от Рособрнадзора.
Найдут ли учителя время для дополнительных занятий с неуспевающими учащимися?
Можно еще обратиться за помощью к волонтерам из числа студентов педагогических вузов, но каким образом? Удаленные занятия? Выезд студентов в школу?
Есть еще одна проблема: дети перешли в следующий класс. Разве можно качественно овладеть знаниями текущего года обучения без твердой опоры на предыдущий? Кто это будет исправлять?
А впереди – возможные досрочные каникулы, дистант…
Как это все аукнется нынешним школьникам в долгосрочной перспективе? Число неуспевающих детей увеличится. Что будем делать, коллеги?
Источник: zen.yandex.