Новый порядок работы школ: классы станут меньше или штрафы больше?
Осенью 2019 года было принято решение реформировать контрольно-надзорную деятельность в образовании. В рамках этой регуляторной гильотины разработан ряд документов. Проект одного из них опубликован на портале нормативных правовых актов. Что может ждать школы, когда он будет принят?
Документ, о котором идет речь, – это приказ Министерства просвещения “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования”. Согласно этому акту действие прежнего приказа от 30 августа 2013 года и все последующие внесенные в него изменения утрачивают силу.
Что вообще представляет собой этот документ? Это, собственно, требования, которые предъявляются к работе школ. Именно он регулирует формы обучения, содержание образования, требования к образовательным программам и технологиям, продолжительности учебного года, наполняемости классов, объему домашнего задания и мн. др.
Чем новая версия приказа отличается от прежней? По большому счету, ничем, кроме нескольких пунктов. Вот на одном из них остановлюсь подробнее. Это пункт 18, касающийся наполняемости классов.
В приказе 2013 года было сказано: “Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек”. В новом проекте этот пункт изменен и звучит следующим образом: ” Количество обучающихся в классе (группе) определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН…”
Кроме того, в прежнем документе был еще пункт 18.1, который гласил: “При наличии необходимых условий… возможно деление классов на группы при проведении учебных занятий, курсов, дисциплин (модулей)…” В нынешней версии этот пункт исключен вовсе.
Что бы это могло значить? Обратимся к СанПину. В документе сказано, что наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек. Однако при этом даны нормативы квадратных метров в кабинете, необходимых для одного ученика: не менее 2,5 кв. м на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий и не менее 3,5 кв. м на 1 обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий. Причем площадь берется без учета места, необходимого для расстановки дополнительной мебели, а расстояние от первой парты до доски не должно быть менее 240 см.
А теперь сопоставим два документа: Приказ о порядке организации работы школ и СанПин. Последний допускает количество детей в классе 25, но при этом, по расчетам, школьный кабинет должен быть не менее 62 с половиной квадратных метров, а с учетом шкафов, тумб и стеллажей еще больше. Много ли в наших школах классов с такой площадью? И если Приказ 2013 года хоть как-то ограждал директоров школ от штрафов Роспотребнадзора, то с приятием нового проекта этой защиты не будет.
Выполнить требования СанПина в школах с большой наполняемостью, когда в классах учатся по 25 – 40 человек, будет невозможно, значит, придется раскошеливаться.
Однако, может быть, это обернется совсем другим? Может быть, будет уменьшено количество учащихся в классах? Если площадь кабинетов не будет соответствовать требованиям, тогда, возможно, и укомплектованность классов изменится в сторону уменьшения. Вспомним о пункте 18.1, которого в новом приказе нет. Если количество учеников в классах станет меньше, то и на группы делить не будет необходимости.
В пользу этой версии говорят и рекомендации по работе школ, разработанные Роспотребнадзором в связи с пандемией. Одно из положений рекомендаций – по возможности сократить количество учеников в классе.
Если так, то возникнет новая проблема. Сократив численность учеников в классе, школы будут вынуждены увеличить количество самих классов, а следовательно, и учебных часов. А откуда для этого взять новых учителей и деньги?
В общем, администрациям школ не позавидуешь. Как они будут выбираться из этой ситуации, пока не ясно. Остается только надеяться на то, что принимаемый закон – это лишь видимость деятельности по реформированию контрольно-надзорной системы и с его принятием ничего особо не изменится.