г. Омск, ул. Фрунзе 72/1
+7 (913) 143-11-96
+7 (983) 524-4924
+7 (923) 037-94-76

В КАКОМ ВОЗРАСТЕ НУЖНО НАЧИНАТЬ РАЗВИВАТЬ НАВЫКИ SOFT SKILLS?

«Нежный возраст» проходит быстро, особенно в наше время, когда потоки информации обрушиваются на малышей буквально с рождения. Поэтому вполне понятны чувства и желания родителей, которые хотят продлить счастливое и беззаботное время: мол, успеет еще – пойдет в школу и закончатся «золотые денечки».

Часто обучение и воспитание дошкольника в семье носит бессистемный характер. То есть, родители понимают, что ребенка нужно учить, развивать, готовить к самостоятельной жизни, но делается это с опорой на смутные воспоминания из собственного детства. В результате, ребенка обучают элементарным бытовым навыкам, уже чаще, чем раньше – чтению, письму и счету, а некоторые родители успевают до школы выучить с малышом 2-3 сотни английских слов. Но даже при таком ответственном отношении к раннему развитию, родители совершают ошибки.

Постараемся восполнить пробелы, и расскажем, когда и как необходимо развивать ребенка. А также затронем вопрос о том, когда необходимо начинать развивать навыки soft skills.

ПЕРВЫЙ ШАГ НА ПУТИ К РАЗВИТИЮ РЕБЕНКА: КОГДА НАЧИНАТЬ?

Ребенок от рождения до 7 лет усваивает больше половины знаний, которыми человек овладевает в течение всей жизни. Это не значит, что нужно часами что-то объяснять ребенку и заставлять его внимательно слушать, давать задания и ставить оценки за их выполнение. Вовсе не обязательно нанимать репетиторов или отдавать малыша в школу раннего развития.

Главная трудность заключается в том, что подавляющее большинство родителей не справляются со своими инстинктами и не готовы серьезно относиться к своему младенцу, как к равноправному члену семьи и как к личности. В ожидании его рождения взрослые запасаются игрушками, одеждой и прочим «приданным» для малыша. Но редко кто из членов семьи задумывается всерьез о том, что, кроме игрушек, нужно ребенку, как подготовиться к его появлению, чтобы не только кормить и одевать, но и правильно развивать.

Если сформулировать кратко, с какого возраста начинать развитие ребенка, то правильный ответ будет таким: родители должны со всей ответственностью заняться самоподготовкой к появлению нового члена семьи задолго до его рождения.

ФОРМИРУЕМ ХАРАКТЕР И САМОДИСЦИПЛИНУ С ПЕРВЫХ ДНЕЙ ЖИЗНИ

Взрослые чаще всего считают, что младенец еще ничего не понимает, а потому рано думать о его воспитании и учебе. А малыш в это время уже познает мир и знакомится со своей родней. В первые месяцы жизни он учится различать голоса и звуки, запоминает предметы, наблюдает за эмоциями тех, кто его окружает.

Невольно вспоминается, в качестве примера, любимый мультфильм всех времен и народов: «Придет время, и он еще оттаскает тебя за усы» – произнесла мудрая пантера Багира, наблюдая, как Маугли резвится с волчатами. Все ощущения первого года жизни ребенка уже запечатлены на уровне подсознания, в долгосрочной памяти. Это – о приобретенных рефлексах, которые срабатывают на уровне инстинктов, при отсутствии жизненного опыта, логики и самооценки у малышей.

Еще примеры, для наглядности и лучшего понимания:

Взрослые мечтают о выходном, чтобы дольше поспать, посидеть у телевизора в пижаме, позволить себе то, чего обычно не делают в рабочие будни.

Расслабиться, конечно, можно. Но это не должно становиться системой на глазах у ребенка, чтобы он не воспринял нарушение режима как норму. Иначе очень скоро придется безрезультатно призывать его к порядку. Лучший аргумент в воспитании малыша – личный пример. А если, все же, необходимо выспаться, чтобы снять усталость после напряженной трудовой недели, то ребенку обязательно нужно объяснить, почему случаются исключения из правил.

Кто-то из взрослых, находясь в хорошем расположении духа, проходя мимо малыша, жующего кашу (играющего и т.д.), просто захотел взять его на руки, поцеловать, выразить эмоции…

Знакомая ситуация? В этот момент желательно представить, что за столом или за игрой сидит взрослый человек, и как он отнесется к внезапному порыву, пусть даже самых положительных эмоций. Справляться с неуместными проявлениями чувств к ребенку легко, если представлять себя на его месте.

Малыш, в ответ на свое «почему?» слышит: «Не мешай, я занят(а)», «ты не поймешь, потому что маленький»; вопрос «когда?» так же упирается во взрослый «панцирь превосходства» – «когда у пруда без труда зацветет резеда», или что-то похожее.

Никому не приходит в голову отвечать подобным образом взрослому человеку, потому что это – неуважение. Тогда почему столь непозволительное поведение допускается в отношениях с детьми? Потому что ребенок беззащитен и зависим от взрослых?

Ну, «что посеешь, то и пожнешь», как говорится.

В семье появился ребенок, и это значит, что взрослые отныне и навсегда обязаны следить за своими словами, жестами, мимикой, за каждым действием и поступком. Все качества, которые родители хотят увидеть в ребенке в будущем, должны стать для него наглядным примером, которому он будет вначале подражать, чтобы казаться взрослым и равноправным, а, когда вырастет, все перейдет в привычку.

Определенная модель поведения может сформироваться даже в грудном возрасте. Родители должны неукоснительно придерживаться режима сна, прогулок, игр, кормления. Ребенок привыкнет и не будет капризничать, а положительный настрой – залог успешного развития, потому что занятия эффективны только в спокойной и доброжелательной семейной атмосфере.

Кроме правил внутрисемейного распорядка, важно приучить ребенка к аккуратности – если вещи всегда лежат на своих местах, у ребенка быстро разовьется механическая память, он научится ориентироваться в пространстве и находить нужные предметы.

Важное правило: с ребенком обязательно нужно разговаривать даже тогда, когда он говорить пока не научился. Взрослые должны проговаривать каждое действие малыша или свое, чтобы ускорить развитие речи и увеличить лексический запас на самом раннем этапе развития. При этом необходимо объяснять, для чего совершается то или другое действие, например, надо одеться, потому что на улице холодно и т.п. Пассивное запоминание логических взаимосвязей вскоре принесет плоды.

Ребенок приходит в школу с тем багажом опыта, который он получил в семье, и, по сути, педагогам приходится работать над коррекцией поведения, что существенно тормозит процесс развития и обучения. К тому же, «работа над ошибками родителей» болезненна для ребенка и приводит к неизбежным стрессам, последствия которых трудно предсказать.

ПОЧЕМУ ВАЖНЫ РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ ДОМА В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ?

В 2,5-3 года малыши, как правило, уже владеют солидным запасом слов, умеют выстраивать логические связи между предметами и действиями, ориентируются в пространстве и некоторых временных промежутках (день –ночь, зима – лето и т.д.). У ребенка, растущего в атмосфере не просто любви, но и уважения его, как личности, расширение круга общения не вызовет затруднений. Теперь пора задуматься о развитии soft skill – коммуникативных способностей.

Уточним: soft skills – умение работать в команде, а значит – выстраивать взаимоотношения с каждым членом коллектива. Без определенного лексического запаса, личного опыта общения, приобретенного в семье до того, как ребенок попадет в свой первый коллектив, с этой задачей справиться сложно. А большинство детей в возрасте 3 лет начинают посещать детский сад, с тем багажом знаний и навыков, который был приобретен в семье.

Детям, которые в семье воспитывались в атмосфере внимания, доброжелательности и уважения (в отсутствие авторитарного давления взрослых), чья речь достаточно развита для общения со своими сверстниками, очень легко входить в новый коллектив, непривычную обстановку. У малыша, которого привели в детский сад, чтобы его воспитывали и развивали профессионально подготовленные люди, меньше шансов на успех: первый час пребывания в незнакомом окружении, без присутствия кого-то из близких людей, станет для ребенка стрессом, который, вполне возможно, окажет влияние на установления контактов в будущей жизни и в профессиональной сфере.

То есть, даже в ясельную группу обычного дошкольного заведения нужно приводить ребенка подготовленным, что даст возможность воспитателям развивать личность, а не начинать «с нуля» или заниматься коррекцией поведения.

Важно понимать, что профессиональным знаниям можно обучить, и это сделать легче, если сформировать навыки soft skills в самом раннем возрасте. От того, какие нематериальные ценности были вложены родителями в малыша, с момента его рождения, зависят его гармоничные отношения с друзьями, новой семьей, которую он создаст, когда повзрослеет, и отношение к своим родителям, достигшим преклонного возраста.