г. Омск, ул. Фрунзе 1, корпус 3
+7 (983) 524-4924
+7 (923) 037-94-76
+7 (3812) 21-00-64

Школа

Разные возможности – равные права

Проект доступная среда – общие понятия

Государственная программа «Доступная среда» была запущена в 2011 году и рассчитана до 2020 года. Официальный сайт государственной программы «Доступная среда»
Государственная программа «Доступная среда» — безбарьерная среда для детей-инвалидов, обеспечивающая доступ к образовательным ресурсам и совместный процесс их обучения в обычных школах. Она направлена на развитие инклюзивного образования, основная идея которого заключается в исключении любой дискриминации  учеников и создании специальных условий для детей, имеющих особые образовательные потребности. Все дети, независимо от степени их совершенства и отличительных особенностей, достойны уважения и могут учиться. Ни для кого не секрет, что процесс обучения любого ребенка в школьном возрасте должен осуществляться очно, в коллективе, под контролем педагогов, при «живом» общении учителя с учеником. В этом случае обучение более эффективно. При обучении детей с ограниченными возможностями здоровья возникают особенности, связанные с психологическим и физическим состоянием ребенка. Поэтому очень важно адаптировать образовательную среду к больным детям и детям-инвалидам. Государственный заказчик-координатор и основные разработчики Программы «Доступная среда»  — Министерство здравоохранения и социального развития РФ.
 
Цели Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2020 годы.
Целью Государственной программы является формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими, к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
Создание доступной среды для всех
В данный момент проектирование и создание доступной среды для инвалидов является одной из важнейших частей социальный политики каждого государства. Эта инициатива направлена на обеспечение людям, ограниченным физически, равные возможности в любой сфере повседневной жизни. Большинство современных международных договоренностей и законодательств диктуют странам необходимость создания достойных условий, при которых становится возможным максимальное развитие способностей инвалидов и их интеграция в общество. Одним из критериев данного политического направления является создание доступной среды для людей с физическими ограничениями и предоставление им возможности работать и получать образование наравне со здоровыми членами общества.
Задачи организации доступной среды в рамках школы:
•    развитие инклюзивного образования;
•    создания безбаръерной школьной среды для детей-инвалидов;
•    создание информационно-справочной поддержки по вопросам инвалидности;
•    формирование доступной среды.

Термин «безбарьерная» или «доступная» среда»  в данный момент упоминается в большом количестве законодательных актов Российской Федерации и имеет различное толкование в зависимости от источника. Если обобщить все имеющиеся определения, то термин будет звучать следующим образом: безбарьерной средой называют элементы, внедренные в окружающий мир, которые предоставляют возможность людям с сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями могли свободно перемещаться и взаимодействовать с различными его элементами.
Если посмотреть на это понятие в более широком смысле то становится понятно, что организация доступной среды – это организация наиболее безопасных и легких условий для наибольшего количества людей. Так, к примеру, плавный съезд, спуск или пандус, может быть использован не только инвалидами, он и обычными людьми, так как в большинстве случаев это более удобно и менее энергозатратно.
Организация доступной среды подразумевает оборудование поверхностей специальными поручными, пандусами и особой плиткой, которая поможет легче передвигаться не только инвалидам, но и детям, пожилым людям и беременным женщинам.
Инвалид — человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.
Маломобильные группы населения — это люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве:
инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т.п

  • Федеральный перечень ОО, осуществляющих обучение по АООП для обучающихся с ОВЗ, включенных в государственную программу РФ «Доступная среда» на 2011-2020 годов
  • Приказ «Об утверждении плана мероприятий(«дорожной карты») МОиН РФ по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования» 02.12.2015 №1399
  •  Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи

Реабилитация людей с ограниченными возможностями является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики.
В России началась реализация программы по созданию (безбарьерной) доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения. Безбарьерная среда — это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.

  1. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761″О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы» Раздел V. Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства Пункт 2. Основные задачи«Обеспечение в соответствии с международными стандартами прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на воспитание в семьях, полноценное участие в общественной жизни, получение качественного образования всех уровней, квалифицированной медицинской помощи, охрану здоровья и реабилитацию, социализацию, юридическую и социальную защиту, профессиональную подготовку, доступную среду. Создание системы ранней профилактики инвалидности у детей. Всесторонняя поддержка семей, воспитывающих детей — инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: создание современной комплексной инфраструктуры реабилитационно — образовательной помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, внедрение таких детей в среду обычных сверстников, обеспечение их нормального жизнеустройства в будущей взрослой жизни»  
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации«
  3. Приказ Рособрнадзора от 29.05.2014 N 785 (ред. от 02.02.2016) «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации» (Зарегистрировано в Минюсте России 04.08.2014 N 33423)
  4. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации«
  5. Федеральный закон от 09.02.2009 N 8-ФЗ (ред. от 09.03.2016) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления«
  6. «Конституция Российской Федерации» (ст.8) 
  7. «Гражданский кодекс Российской Федерации(часть четвертая)» от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) 
  8. Конвенция о правах инвалидов
  9. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.05.2017г. «О внесении изменений в пункт 3 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»
  10. «О доступности образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»
  11. Международный день инвалидов — 3 декабря

Доступная среда ЧПОУ «Сибирская региональная школа (колледж) Анны Муратовой»

Частное профессиональное образовательное учреждение «Сибирская региональная школа (колледж) Анны Муратовой» ведет прием обучающихся по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования по очной форме образования, а также семейной форме образования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Обучающиеся с ОВЗ должны представить документ, подтверждающий инвалидность, индивидуальную программу реабилитации инвалидов, заключение -рекомендацию врача — специалиста о том, что ребенок может обучаться по соответствующей программе.

Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения

Приложения к паспорту доступности.

Наличие специальных (адаптированных) образовательных программ и методов обучения:

Разрабатываются при необходимости с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся в соответствии с заключением ПМПК и индивидуальной программой реабилитации и абилитации (ИПРА).

Адаптированные образовательные программы на данный момент не реализуются

Количество обучающихся с ОВЗ: отсутствуют

Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Образовательная программа должна быть адаптирована для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Основными задачами адаптации образовательных программ ЧПОУ «СРШ (колледж) Анны Муратовой» является не только повышение уровня доступности и качества основного образования для лиц с ОВЗ и инвалидов, создание в школе специальных условий, необходимых для получения образования лицами с ОВЗ и инвалидов, их адаптации и социализации, но и возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для обучающегося с ОВЗ и инвалидов, формирование в школе толерантной социокультурной среды. Исходя из конкретной ситуации и индивидуальных потребностей обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ должны быть предусмотрены:

— возможность индивидуального сопровождения и консультирования обучающихся по организационным и учебным вопросам;

— методическая работа с преподавателями; 

— организация внеучебной (воспитательной) работы с обучающимися; 

— оказание содействия обучающимся с ОВЗ в организации отдыха, дальнейшего поступления и т.д. 

Процесс обучения лиц с ОВЗ и инвалидностью может осуществляться как в общих инклюзивных группах, так и по индивидуальному плану (по необходимости). Во время проведения занятий в классах, где обучаются инвалиды и обучающиеся с ОВЗ, должны применяться мультимедийные средства, оргтехника, слайд-проекторы и иные средства для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями. В школе создается информационно-образовательная среда, позволяющая обучающимся разных категорий получать доступ к электронным образовательным ресурсам, как внутри колледжа, так и за его пределами, адаптируется система электронного обучения. Форма проведения текущей и промежуточной аттестации для обучающихся-инвалидов в случае необходимости может устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей. При необходимости может быть проведен подбор и разработка учебных материалов в печатных и электронных формах, адаптированных к ограничениям здоровья. В случае возникшей необходимости могут быть предоставлены специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования и услуги ассистента (помощника).  Для освоения дисциплины «Физическая культура» установлен особый порядок. Ученикам-инвалидам должны предлагаться задания и специальный комплекс упражнений для самостоятельного физического совершенствования.

В школе проводятся инструктажи сотрудников, которые по роду своей деятельности могут контактировать с инвалидами и лицами с ОВЗ по вопросам, связанным с обеспечением доступности объектов и услуг. Цель проведенного инструктажа – научить сотрудников как правильно оказывать помощь инвалидам, в зависимости от характера нарушения, состояния здоровья при предоставлении услуг или при передвижении по объектам, принадлежащим колледжу. Педагогические работники ознакомлены с психолого-физическими особенностями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов и владеют педагогическими технологиями инклюзивного обучения и методами их использования в работе с инклюзивными группами обучающихся. Все преподаватели школы прошли повышение квалификации по программе «Нормативно-методологические основания и проектирование образования лиц с ОВЗ в учреждении профессионального образования». В школе ведется планомерная работа по созданию безбарьерной среды и повышению уровня доступности зданий и сооружений потребностям категорий инвалидов и лиц с ОВЗ: с нарушением зрения; с нарушением слуха; с ограничением двигательных функций. Обеспечение доступности объектов школы подтверждается Паспортами доступности на объекты социальной инфраструктуры и услуги в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения