Доступная среда
Разные возможности – равные права
Официальный сайт государственной программы «Доступная среда» https://zhit-vmeste.ru/.
Цели Государственной программы «Доступная среда».
Целью Государственной программы является формирование условий для обеспечения равного доступа инвалидов, наравне с другими, к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, а также к объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
Создание доступной среды для всех.
В данный момент проектирование и создание доступной среды для инвалидов является одной из важнейших частей социальный политики каждого государства. Эта инициатива направлена на обеспечение людям, ограниченным физически, равные возможности в любой сфере повседневной жизни. Большинство современных международных договоренностей и законодательств диктуют странам необходимость создания достойных условий, при которых становится возможным максимальное развитие способностей инвалидов и их интеграция в общество. Одним из критериев данного политического направления является создание доступной среды для людей с физическими ограничениями и предоставление им возможности работать и получать образование наравне со здоровыми членами общества.
Задачи организации доступной среды в рамках учебного заведения:
- развитие инклюзивного образования;
- создания безбарьерного образовательного пространства для детей-инвалидов;
- создание информационно-справочной поддержки по вопросам инвалидности;
- формирование доступной среды.
Реабилитация людей с ограниченными возможностями является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России началась реализация программы по созданию (безбарьерной) доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
Термин «безбарьерная» или «доступная» среда» в данный момент упоминается в большом количестве законодательных актов Российской Федерации и имеет различное толкование в зависимости от источника. Если обобщить все имеющиеся определения, то термин будет звучать следующим образом: безбарьерной средой называют элементы, внедренные в окружающий мир, которые предоставляют возможность людям с сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями могли свободно перемещаться и взаимодействовать с различными его элементами.
Если посмотреть на это понятие в более широком смысле то становится понятно, что организация доступной среды – это организация наиболее безопасных и легких условий для наибольшего количества людей. Так, к примеру, плавный съезд, спуск или пандус, может быть использован не только инвалидами, он и обычными людьми, так как в большинстве случаев это более удобно и менее энергозатратно.
Безбарьерная среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
Организация доступной среды подразумевает оборудование поверхностей специальными поручными, пандусами и особой плиткой, которая поможет легче передвигаться не только инвалидам, но и детям, пожилым людям и беременным женщинам.
Инвалид — человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.
Маломобильные группы населения — это люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве:
инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т.п.
В настоящее время в России насчитывается около 13 миллионов человек, на которых распространяется действие международной Конвенции о правах инвалидов. В соответствии с действием этого документа и в целях реализации государственной политики в области социальной защиты инвалидов Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 2008 года № 1792 образован Совет при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов.
Указом Губернатора Омской области от 31 августа 2009 года № 104 создан Совет по делам инвалидов при Губернаторе Омской области, постановлением Администрации города Омска от 10 апреля 2009 года № 279-п образован Совет при Мэре города Омска по делам инвалидов.
В законе «Об образовании в РФ» 273-ФЗ, в статье 79 «Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» регламентируются условия предоставления профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
ДОСТУПНАЯ СРЕДА ЧПОУ «СИБИРСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА (КОЛЛЕДЖ) АННЫ МУРАТОВОЙ»
Частное профессиональное образовательное учреждение «Сибирская региональная школа (колледж) Анны Муратовой» ведет прием обучающихся:
- по программам начального общего, основного общего и среднего общего образования семейной формы образования и самообразования с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
- по программам подготовки специалистов среднего звена, квалифицированных рабочих и служащих на очно-заочную и заочную формы обучения с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Наличие специальных (адаптированных) образовательных программ и методов обучения:
Разрабатываются при необходимости с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся в соответствии с заключением ПМПК и индивидуальной программой реабилитации и абилитации (ИПРА).
Адаптированные образовательные программы на данный момент не реализуются
Количество обучающихся с ОВЗ: отсутствуют
- специально оборудованные учебные кабинеты – Кабинеты оснащены скошенным порожком для возможности проезда инвалидной коляски
- объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – Нет
- библиотека, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – Нет
- объектов спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – Нет
- средств обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – Нет
- обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организации – Да
- специальные условиях питания – Нет
- специальных условий охраны здоровья – Нет
- доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ОВЗ – Нет
- электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья – Да
- наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования – Нет
- наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат – Данные помещения отсутствуют
- количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ – Данные помещения отсутствуют
Сайт ЧПОУ СРШ (КОЛЛЕДЖ) АННЫ МУРАТОВОЙ адаптирован для слабовидящих. Информационно-техническое оснащение образовательного процесса позволяет обеспечить реализацию заявленных программ в полном объеме.
С учетом особых потребностей инвалидов и лиц с ограниченным возможностями здоровья, образовательном учреждением обеспечивается представление учебных материалов в электроном виде. Имеются электронные УМК и учебники на электронных носителях. Форма проведения текущей и итоговой аттестации для обучающихся -инвалидов может быть установлена с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости будет проводится подбор и разработка учебных материалов в печатных и электронных формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.