г. Омск, ул. Фрунзе 72/1
+7 (913) 143-11-96
+7 (983) 524-4924
+7 (923) 692-7576

Почему современной школе не обойтись без педагогического дизайнера

Школьный учитель, задача которого − подготовить учеников к самостоятельной жизни в современном мире, не может жить в отрыве от новых технологий и знаний. А чтобы уроки были эффективными, ему необходимо регулярно пересматривать подходы к обучению, использовать все новые образовательные инструменты и методики. Но как все успеть? В США педагогам помогает особый специалист − педагогический дизайнер. Что это за профессия, рассказала выпускница МПГУ, обладатель степени магистра по направлению «Педагогический дизайн и новые технологии» Колумбийского университета, главный педагогический дизайнер мэрии Нью-Йорка Дарья Дуденкова.

Дарья, расскажите, чем занимаются педагогические дизайнеры в школах? 

В американских школах они являются консультантами учителей. Предположим, у учеников ужасные отметки по математике – и не понятно, почему. Школа приглашает педагогического дизайнера, который посещает уроки, анализирует процесс обучения, выявляет проблемы в подборе и применении методик. Может выясниться, что учитель не учитывает особенности класса, не очень успешно работает с мотивацией детей, применяет не самые подходящие алгоритмы для объяснения новых тем или отработки навыков по предмету. А может быть, неуспеваемость по определенной дисциплине – комплексная проблема. 

Педагогические дизайнеры составляют план действий по выправлению ситуации, готовят или подбирают дидактические материалы, образовательные игры или видеоролики, которые учитель сможет использовать на уроках.

А если дело в учителе? Предположим, преподаватель сухо подает информацию. Имеет ли право педагогический дизайнер рекомендовать школе другого учителя?

Нет, педагогический дизайнер так мыслить не должен. Его задача − подсказать учителю, как преподавать в конкретной ситуации, чтобы обучение было эффективным. Педагогический дизайнер, проанализировав ситуацию, создает бриф, который сдает директору школы. И дальше разрабатывается система, как и чему научить педагога. Он предлагает пути позитивных перемен. 

Педагогический дизайнер должен активно следить за научными исследованиями, разбираться в них, потому что это единственное, что дает ему право сказать учителю: «Ты не прав». Говорить такое всегда неприятно. Но и педагогический дизайнер, и педагог преследуют одну цель, и учителя, как правило, быстро оттаивают. 

Чтобы закрепить результат, педагогический дизайнер приезжает в школу на уроки учителя и после того, как дал рекомендации. В среднем такие визиты педагогические дизайнеры совершают каждый месяц. Они фиксируют изменения, дают советы учителю.

Частное профессиональное образовательное учреждение «Сибирская региональная школа (колледж) Анны Муратовой» принимает заявление на обучение всех желающих по 24 специальностям.

Не будет ли это восприниматься со стороны учителей как давление?

Иногда бывает так, что взрослым людям сложно учиться. Но вспомним студенческие годы – во время практики к нам на уроки часто приходили коллеги и давали советы, и это помогало нам в работе. Если мы хотим сделать обучение эффективным, мы должны привыкнуть к тому, что быть студентами предстоит всю жизнь. 

Педагогический дизайнер – штатный сотрудник американской школы?

Какие-то школы в Америке имеют своего педагогического дизайнера. У некоторых школ нет бюджета на это, и они нанимают консалтинговое агентство, которое направляет им специалиста. Такие агентства часто работают при университетах. 

В чем разница между методистом и педагогическим дизайнером? 

Методисты очень глубоко погружены в науку, они способны грамотно выстроить образовательную программу. Но им не хватает гибкости. Педагогические дизайнеры способны адаптировать методику к жизни. Я бы сказала, что педагогический дизайнер в школе – это медиатор между учителем и методистом.

Педагогические дизайнеры следят за результатами научных исследований и могут давать советы по их внедрению в учебный процесс.  Они пытаются сделать обучение более человекоориентированным.

Можно ли внедрить педагогический дизайн в современные российские школы? 

Проходя практику в школах России и США, я не увидела какой-то колоссальной разницы. Вот в университетах – да, там совсем другой подход. 

В американском формате школ самый популярный и эффективный метод обучения – это blender learning, перевернутое обучение. Учитель делает много видеороликов, которые объясняют все теоретические аспекты темы. Вы как бы переворачиваете обучение: дети изучают новый материал дома, а затем возвращаются в школу и вместе с учителем выполняют по этой теме упражнения.

Проблемой американского образования долгое время было то, что мотивация учеников понижалась, если рядом не было учителя, который мог быстро помочь выполнить упражнение, решить задачу. Вспомните, когда вы выполняли домашнее задание по физике, если  ваша мама в физике не разбиралась, неоткуда было получить подсказку, и вам становилось неинтересно, вы медленно, но верно начинали ненавидеть предмет. При перевернутом обучении вам помогут одноклассники, которые уже разобрались в этой теме, или учитель.

ЧПОУ «СРШ (колледж) Анны Муратовой» предлагает обучение и промежуточную аттестацию учеников  с использованием электронного образовательного  ресурса . Мы обеспечиваем индивидуальный подход к каждому обучающемуся, формируем личную траекторию учебных достижений в образовании.

Электронные уроки с 1 по 11 классы соответствуют требованиям ФГОС. 

Преимущество дистанционных занятий – выбор удобного для ребенка времени и отсутствие пространственного и временного ограничения в учебе.

Уроки для начальной школы разработаны в соответствии с программой «Школа России» и оформлены с учетом психологических особенностей детей этой возрастной группы. Яркие, красочные электронные занятия с музыкальным и звуковым сопровождением очень нравятся первоклассникам.

Важно на первом этапе сохранить у ребенка позитивное отношение к учебе, поддержать детскую потребность в познании. Электронные уроки отвечают этим целям. Обучение проходит в форме игры, все необходимые знания ученик получает в процессе посильной самостоятельной работы. В конце каждого урока ребенок испытывает радость и гордость за себя, ведь он справился с поставленной задачей!

—    Занятия в Школе (колледже) Анны Муратовой полезно совмещать как с очным, так и с домашним обучением. Они заменят репетитора при повторении материала и помогут усвоить новые темы, если учеба дается нелегко и требует дополнительного объяснения.

А если все равно не возникает мотивации?

Из всех мест, где я работала, лучше всего справляются с мотивацией в Girls who codе – некоммерческой образовательной организации, где борются со стереотипом, что программист – мужская профессия. 

В Girls who codе учат программировать девочек и женщин разного возраста. Как удерживать внимание девочки-семиклассницы весь год, чтобы она продолжала учиться и не бросила? Ее на первом занятии спрашивают: «Что для тебя важно в этой жизни? Как ты хочешь изменить мир, чтобы он стал лучше?» 

Потом девочек разбивают на группы по интересами, и они вместе создают приложение или веб сайт, который будет решать интересующую их проблему.

Например, была группа шестиклассниц афроамериканского происхождения. И многие из их одноклассников не знали, почему эти девочки оказались в Америке, какие существуют культурные различия у разных народов афроамериканцев. Девочки создали сайт и наполнили его информацией об этом, чтобы их друзья могли зайти и познакомиться с их культурой. Поскольку это было очень важно для них, они не прекращали работу над проектом. А когда они сталкивались со сложностями в изучении программирования и задавали себе вопрос «Почему я все еще здесь», ответ искать уже не приходилось.

Как научиться педагогическому дизайну, живя в России?

Школьный учитель, который захочет сделать процесс обучения более эффективным, может без проблем обучиться педагогическому дизайну. В Сети достаточно много онлайн-курсов. 

Для того чтобы освоить эту профессию, нужно получить множество навыков: научиться монтировать и снимать видео,  программировать, работать с интерактивностью, научиться подбирать игры для уроков, освоить навыки графического дизайна. 

Теория педагогического дизайна развивается очень быстро. Я верю, что педагогический дизайн должен быть в любых организациях, не только образовательных. 

Источник: activityedu.ru